"Говорить, что Запад в этой войне победил, никак нельзя. Больше уж было бы смысла сказать, что СССР проиграл. Но и это будет не вполне точно. Причиной гибели СССР была очень плохая теория, по которой пытались строить жизнь коммунисты. Совсем плохая - дырка на дырке. Начиная с социального расизма: объявление людьми высшего сорта по праву рождения тех, кто высшим сортом не был, а был ниже объявленных второ- и третьесортными. И кончая игнорированием основ психологии: человек-атом общества рассматривался даже не как животное, а как некий примитивный автомат.
Впрочем, так же рассматривался и весь мир. Все - в духе первой половины 19-го века. Теория санкционировала преступления, и этим тоже обрекала себя на безжизненность. В общем, хорошего в ней было, пожалуй, только одно: впервые люди дерзнули попробовать жить не как оно само живется, а по своему разумению, впервые стали конструировать не только орудия труда, но и государство. Опыты в этом направлении, правда, начались раньше - с буржуазных конституций. Но первые попытки не претендовали на создание искусственной социальной машины.
С такой теорией небывалый социальный эксперимент был обречен на провал: с демокритовой теорией атомов, а хоть бы и с ньютоновой механикой, атомный реактор не построишь. И, естественно, эксперимент провалился".
"Почему я об этом заговорил? Потому что сегодня мы снова собрались воевать. Об этом говорят государственные пропагандисты. Про это говорят и их оппоненты. Не то третья, не то четвертая - кто как считает - мировая война началась. Наш бронепоезд, простите - авианосец, снова вперед летит, снова мы в бой пошли, снова хаты покинули, чтоб землю в Дамаске отдать кому надо... Все это очень напоминает игрушечный автомат, который купили пятилетнему вояке, чтобы он не хныкал и не мешал взрослым заниматься своими взрослыми делами, а именно - не мешал пилить, заготавливать капусту, ухаживать за телками, ну и так далее..."
"Почему сегодня не может быть другой войны? Нет, не потому, что они сильные, а мы слабые. А потому, что нам совершенно не за что воевать. Ну то есть абсолютно не за что. В отличие от СССР, нам миру предложить нечего. То есть просто совсем нечего. Не православие-самодержавие-народность же предлагать. Жизнь наша не завидна, не соблазнительна... И поэтому влияние наше может быть только понтовым: ну, там рогатку продать, или от широкого сердца даже - подарить, ну, на велике прокатить... Все на уровне двора".
"Нам геополитику хотелось бы видеть как схватку двух уличных банд, чисто по-пацански: со стрелками, разборками, или в более фольклорном виде - как стенка на стенку. Но такой геополитика не была и в стародавние времена - за всеми серьезными мировыми конфликтами были битвы идей. У воюющих армий были знамена. Солдаты знали, за что они гибнут. У нас такого знамени нет. Есть групповые интересы, ради которых, собственно, все и затеяно. Есть, понятно, и личные интересы. Но нет общенародного. Оружие есть. Идеи нет. Кроме, конечно, - "Нас обидели!" Хотя кто и как нас обидел, объяснить членораздельно никто из обиженных не может..."
"Нижняя часть народа видит мир таким, каким его показывает ей верхняя часть народа. И когда верхняя часть народа заходится в "Вернемся на столбовую дорогу истории!", или "Вернем все как было добезцаря", или "Да здравствует религиозное возрождение!", или "Ельцин расстрелял русскую демократию", или "Надо испить чашу поражения в холодной войне", или еще какую-нибудь благоглупость вроде "Не тронь богатых, а то - гражданская война", то все это прорастает внизу весьма ядовитыми побегами.
А благоглупостями мы народ кормим обильно. Причем не тележурналисты - они редко изобретают что-то свое, не та профессия. Посев глупости на поле народное производится другими людьми - интеллигентами-интеллектуалами. С них (с нас) и спрос. Даже не 99, а ровно 100 процентов сегодняшних бед были посеяны нашими руками. И сегодня мы продолжаем заниматься тем же. И в частности - с разговорами о войне.
Эти разговоры нужны совершенно определенным кругам. Прежде всего - тем, для кого война мать родна. Ну и, естественно, тем, кому нужно успокоить дитя: пусть тешится чем угодно... Они и заказывают эту песню. Они за нее и платят. Но не нам. Мы-то в этом хоре на общественных началах. Добровольно и по велению сердца".