"Минский фюрер токсичен. Любое дружеское общение с Лукашенко - пятно в биографии. Сотни тысяч беларусов, выходящих нынче на улицы и площади своей страны, считают, что общаться с ним уместно впредь лишь тогда, когда он окажется под следствием.
Что может ему сказать путинский эмиссар, чтобы уберечь от подобной перспективы? Чтоб поторопился с выполнением обещаний, данных им 14 сентября на встрече в Сочи с Путиным - начать транзит власти, объявить график подготовки к референдуму по конституции, новым президентским выборам?... Да, поздно уже пить боржом, когда легитимность Лукашенки отвалилась, а его нукеры озверели, безнаказанно убивая беларусов во дворах их собственных домов.
Любые риторические фиоритуры, произведенные Лавровым в ходе пребывания в Минске, в которых можно будет прочесть, будто у этого союзника Кремля есть политическое будущее, станут означать очередное фиаско беларусской политики Путина. Особенно на фоне опубликованных на днях в российских и беларусских медиа результатов социологических исследований, согласно которым число сторонников союза с Россией сократилось в Беларуси в ноябре по сравнению с сентябрем на 11 процентов.
Постыдное молчание Москвы в ответ на чудовищные преследования лукашенковскими насиловиками (теперь их так называют в Беларуси) мирных, но презирающих утратившего вменяемость диктатора граждан, уже стало удручающим нарративом современной истории путинской России.
И если российское военное миротворчество в Карабахе призвано сегодня хоть как-то смикшировать драматическое падение имиджа России на Южном Кавказе, пусть оно и приводит де-факто к росту военного присутствия в регионе бывшей империи, то каким способом Москва сможет вернуть себе доверие беларусов, - уж не введением ли прямого военного правления в их стране?
Повод, как мы уже слышали, для помощи братскому народу всегда найдется, Лукашенко предупредил ведь, что поддерживающий беларусскую оппозицию Запад готовится "отсечь" Гродно и договорился с Путиным использовать войска при угрозе с Запада. Войска в таких случаях имеют обыкновение оставаться надолго, - до полной стабилизации ситуации. Именно по этой причине сегодня премьер-министр Армении Никол Пашинян не исключил, что пребывание российских миротворцев в Карабахе не ограничится пятилетним сроком.
Заметим, между тем, что в первоначальном варианте трехстороннего заявления о перемирии на Южном Кавказе от 10 ноября срок пребывания миротворческих сил России не был указан вовсе... По сведениям информированных источников в регионе, на 5-летнем сроке ограничения под давлением Турции настоял Азербайджан.
И только в одной близкой и совершенно союзной России стране, бурные уличные протесты, возникшие в результате фальсификации выборов, и приведшие к смещению очередного президента, не заставили пока Кремль даже подумать о той или иной степени вмешательства. Так как речь идет о моей любимой Киргизии, само по себе это не может не радовать. Но, с другой стороны, и причина такой терпимости очевидна, - в Киргизии, как не без оснований уверены в Москве, трудно себе представить лидеров, пришедших к власти и настроенных против России.
Но поскольку в этой замечательной горной стране, называвшей себя когда-то "островком демократии" в Центральной Азии, вот уже второй месяц царит конституционная махновщина, апофеозом которой, скорее всего, уже в январе следующего года станет узурпация власти криминально-ориентированной группировкой, новых потрясений в Киргизии избежать будет трудно. Точно так же трудно будет ошибиться, предположив, что платить за последствия и этих потрясений придется, в основном, России. Мы же платим за лояльность, а со стабильностью это уж как выйдет, пусть сами разбираются..."