Reuters
"Вдумаемся, что сегодня происходит. Западная Европа столкнулась с проблемой исламизма, и первый раз в жизни там власть и общество задумались о том, что проблема эта - комплексная", - пишет Антон Носик в "Живом журнале" в связи со спорами вокруг введения в некоторых городах Франции запрета на ношение буркини.

"Очень сильно подозреваю (хоть и не настаиваю на этой догадке), что к такой мысли французов подтолкнул не расстрел Charlie Hebdo, не захват заложников в кошерном супермаркете, не Батаклан, не взрывы на Stade de France и не бойня в Ницце, а скромная по своим масштабам резня в Руане, где двое парней, прихожан местной радикальной мечети, перерезали горло 86-летнему священнику прямо у алтаря церкви Святого Этьена. Судя по реакциям французской прессы на эту расправу, многие в тот день впервые осознали, что исламисты воюют не против Америки, НАТО, колониализма или "крестоносцев", а против христианской цивилизации как таковой".

"Продуктом такого осознания стала потребность французов доказать и идеологам джихада, и всей их пастве, что современная христианская цивилизация - это история не только про "подставь вторую щеку", но и про кто в доме хозяин. В качестве доказательства придумали запрет на ношение буркини".

"Вполне допускаю, что запрет ношения буркини на пляжах Лазурки - плохая идея. Но вот о чем не надо забывать.

Франция - суверенное государство. Ее законная, демократическая власть ищет действенных ответов на вызовы исламизма. Она ставит эксперимент, который может привести к тем или иным последствиям. Если последствия окажутся негативными - их цену заплатим не мы, а они, французы, их власть и общество.

У нас в России нет никаких эффективных наработок, которые мы могли бы предложить французам в качестве альтернативы. А проблема неуправляемой радикализации мусульман у нас есть - см. давешнюю реакцию муфтия на отчет о калечащих операциях в Дагестане, или историю Гюльчехры.

Мы можем издали, совершенно бесплатно и без последствий, наблюдать за последствиями французского эксперимента с запретом буркини. Если он окажется провальным - мы можем посочувствовать и поучиться на чужой ошибке. Если он окажется успешным - мы можем принять этот опыт на вооружение.

Но есть и другой путь - мессианский. Не предлагать никаких своих решений, не следить за ходом чужих экспериментов. Не учиться ни на чужих успехах, ни на чужих ошибках. А только поучать, судить ближнего, ставить ему оценки.
Достоевский называл этот странный комплекс "всемирной отзывчивостью".
Но в сборнике "Пословицы русского народа", составленном В.И. Далем, об этой мессианской позе сказано куда менее расплывчато: Умный любит учиться, а дурак - учить".

"Тем не менее мне очень интересно, чем закончится французский эксперимент с ущемлением права мусульманской женщины на публичную демонстрацию своего униженного статуса и сексуального рабства. Буду страшно рад, если эксперимент удастся. Узнаю что-то новое, если он провалится. Но совершенно точно не готов давать советы французам, что им запрещать и разрешать гостям в своей стране".