"Преступники из избиркомов абсолютно прозрачно и открыто называют результаты, закрепленные в протоколах, "математической случайностью", хотя любому человеку, знакомому с элементарной математикой, ясно, что они невозможны при реальном голосовании.
Многие упрекают меня: "Разве это не было понятно еще до выборов, что это цирк и никто не собирается всерьез считать голоса"? Зачем надо было идти на выборы?!"
Есть, на мой взгляд, одна очень важная причина, по которой это делать стоило: попытаться узнать, какова на самом деле популярность власти. Дело в том, что честная социология в настоящий момент в стране невозможна: мало того, что закрыли центр Левады, не оставив независимых социологических центров, но ведь и люди не отвечают, что думают, на вопросы социологов: в авторитарных обществах люди боятся отвечать честно. Анонимное тайное голосование на выборах - лучший из возможных соцопросов.
Надежды на то, что на выборах-2016 не будет массовых фальсификаций, были основаны на предположении о том, что поддержка власти достаточно велика, чтобы обойтись без них, а риторика, связанная с назначением новой главы ЦИК, указывала на то, что власть пытается вернуть доверие к институту выборов перед президентскими выборами. Этого не случилось.
Многие умнейшие люди, например, такие как тот же Андрей Мовчан, принимают на веру, что текущая российская политика поддерживается людьми на уровне пресловутых 80-90%. Но факт фальсификации выборов говорит об обратном: подтвердить эту поддержку не удалось, властям пришлось идти на прямой подлог".
"Да, мы не видим массовых протестов против фальсификации выборов сейчас, но тому есть множество причин, одна из основных - умелая работа в столицах, где прямые фальсификации сошли на нет. Люди не видят смысла протестовать. Но это не означает, что они согласны с этим.
И в Саратове и Набережных Челнах, и в Дагестане и в Чечне многие люди понимают, что выборов как таковых не было, многие возмущены, но у общества отсутствуют механизмы для обратной связи и для возвращения ситуации в правовое русло. Избранный парламент нелегитимен. Давайте будем об этом помнить".