"Еще недавно такое страшное для российских матерей слово, нынче можно услышать применительно и к иерархии в театральной среде, и к интригам в фигурном катании, и Бог знает где еще. Видимо, филологи скоро озаботятся изменением лексического значения "дедовщины", сформулируя что-то на тему "жестких, порой конфликтных проявлений профессиональной и иной общественной иерархии". А армейское значение в словарях будет обозначиться как первоначальное, ныне устаревшее.
Поскольку в армии служил (хотя и давненько), "дедовщину" на себе ощущал (хотя боксеру легче, даже если легкого веса), хочется дальше развить тему. Как экономист-исследователь предлагаю рассмотреть прошлые армейские практики не с позиции нарушений Устава, что бесспорно: как известно, "служи по Уставу - завоюешь честь и славу".
Есть более оригинальная инициатива - взглянуть на "дедовщину" через призму широко известной в современной институциональной теории проблемы безбилетника, здесь - военнослужащего, желающего пользоваться благом, доступным всему солдатскому сообществу, но не желающего нести за пользование им соответствующие издержки. И даже пытающегося присвоить права на это благо. А главное, попробовать понять, что же позволило изжить "дедовщину" в армии, фактически отправив ее на "дембель"?
Итак, что есть безбилетник в армии, в мирное, естественно, время? Это призванный на срочную службу защитник Родины, стремящийся к максимизации собственных выгод за счет и в ущерб положению других сослуживцев. Какими видятся "дедовские" интересы?
1.Облегчение несения службы посредством перекладывания своих обязанностей на других военнослужащих.
Нет, это не лобовое отлынивание от нарядов, в них ходили все, тем же дневальным "на тумбочке", в наряд по кухне или заступая в караул. Так что отстоять дневальным положенные два часа время от времени приходилось, а вот тот же наряд по кухне таил в себе скрытые возможности избежать влажной уборки полов посредством всем известной "машки" (утяжеленной швабры, при помощи которой доводились до "блеска" полы в казармах).
Здесь же припомним материальные преференции, как-то дополнительное питание за счет присвоения рациона или налогообложения передач (посылок) служащих младших призывов, "право первой ночи" при обновлении военной формы, делегирование вышедших из строя предметов экипировки "молодым" в обмен на их более свежее облачение.
2. Обретение дополнительного свободного времени для отдыха, интеллектуального или физического развития, общения с сослуживцами из других подразделений, самовольного оставления части, извлечения выгоды от участия в нелегальных экономических отношениях, подготовки к демобилизации (подгон "парадки", оформление "дембельского альбома", выполнение "дембельского аккорда").
3. Преследование оппортунистических духовных интересов, с материальной сферой никак не связанных. Эти интересы наиболее часто проявляются в стремлении морально и физически унизить молодых сослуживцев, потешить тщеславие и самолюбие, реализовать собственные властолюбивые представления об окружающем, выместить негативные эмоции, оставшиеся от службы в предыдущие периоды, реализовать другие подсознательные и осознанные комплексы, пришедшие "служить" вместе с военнослужащим.
Представленная классификация, безусловно, не претендует быть исчерпывающей палитрой материальных и неимущественных интересов армейских безбилетников, но относительно полное представление об армейских "зайцах" содержит.
Здесь самое время перейти от теории к практике. Причины успехов военного ведомства видятся следующими. (Вопрос сокращения срока службы до года, ставшего ключом к уничтожению "дедовщины", как и проблематику перехода на контракт, оставим за скобками ввиду очевидности).
На мой взгляд, главное - это, так скажем, воспрявший в армии России современного образца и снова почувствовавший себя человеком офицер. И прежде всего - младший офицер, который ближе всего к бойцам-срочникам. Ведь если взводный, ротный - служат за совесть, это гарантирует круглосуточный контроль за бытовой жизнью подразделения. "Дедам" просто не разгуляться.
Еще деталь - подготовка специалистов по относительно новой (с 1992 года) профессии "военный психолог".
В учебных программах пишут, что "предмет военной психологии - военная деятельность, влияние условий пребывания в армии на психику служащего, состояние психики и особенность течения психических процессов в армии". А в целом военная психология - специфический подраздел социальной психологии с использованием как дедуктивного, так и индуктивного (от общего к частному и наоборот) способов формирования специфической армейской коллективной психологии. И это, без преувеличения, прорыв.
Наконец, объективно изменившиеся к лучшему условия службы и снижение страхов привели к тому, что от призыва стали уклоняться меньше. Соответственно, "в ряды" стало попадать больше образованных и культурных юношей, которые объективно менее склонны унижать себе подобных.
...И тем не менее, кривые паттерны уже успели развиться на "гражданке". И не в виде традиционного кураторства или исторического наставничества, а именно как "дедовщина" по самому широкому кругу общественных отношений, от социальных и национальных страт до профессиональных коллективов. Можно, конечно, попробовать уничтожить косные социальные форматы армейскими методами, но боюсь, не все у нас фанатеют от цвета хаки".