"Либерализм в российской политической культуре в основном представлен Анатолием Чубайсом. Его яро ненавидят коммунисты. Его грозил взорвать полковник Квачков - за что сел на 13 лет (потом ему скостили срок до восьми). И, в общем, Анатолий Чубайс действительно олицетворяет все плохое, что видится в либерализме сторонникам дирижизма. А именно безграничную веру в "рынок все наладит" и "институты". Равно как в биржи, акции и спекуляции, а также в принцип "выживает предприимчивый, а остальные плачут".
Чубайса обвиняют во многом, и не все в этих обвинениях так уж беспочвенно. В 1993 году Чубайс действительно стоял за силовое разрешение вопроса с тогдашним Верховным Советом, который иногда называют парламентом, но который парламентом безусловно не был. Это линия политического поведения защитила нас от "преждевременного Путина", но одновременно с этим пустила историю страны по сомнительному руслу", - пишет Митрофанов в статье, опубликованной "Ежедневным Журналом".
"Прикол, однако, заключается в том, что либерального в Чубайсе - лишь звонкая фраза. Все это время Чубайс был на госслужбе. А та самая искомая "свобода личности" (краеугольный камень либерализма) и "госслужба", тем более госслужба в России, - понятия сильно расходящиеся. И те поучения, которые Чубайс читал своим менее удачливым в материальном плане сторонникам по либеральному лагерю на протяжении карьеры менеджера высшего звена, тоже вряд ли можно считать удовлетворительными.
Положа руку на сердце, русскому либерализму, наверное, больше помогло бы, если бы "потрясающе прозрачные, чистые и честные" выборы 1996 года, как их сегодня характеризует Чубайс, все же были уже тогда разобраны на предмет различных системных ошибок, если не сказать преступлений, - чтобы сие больше никогда не повторялось. Тем более чтобы они не повторились в 2011-2012 годах, закончившись национальной катастрофой.
Его любимый мем про "либеральную империю" - это империализм, к которому по недоразумению приплюсовались слова либерального корня. Да и свободнорыночного в госкорпорациях, которыми его поставили управлять новые русские цари - царь Борис и царь Володя, - тоже можно разглядеть с превеликим трудом", - пишет журналист.