"Политический ритуал США - это политический ритуал несекуляризированного общества, это религиозный политический ритуал. Инаугурация - это религиозное действие, аналог королевского помазания. Недаром первой номинацией президента США было "Его всемилостивейшее величество Президент".
В рамках этого религиозного ритуала немыслимы всякие технократические уловки нового времени вроде "досрочных выборов" - все всегда происходит по заведенной традиции в определенные даты, немыслим "практичный", секуляризированный, выхолощенный от всего "высокого" язык современных европейских демократий (и России вместе с ними).
Речь на инаугурации - это речь человека, которого vox populi наделил божественной легитимностью. Жестикуляция, метафоры, обращения к Богу, обращения к нации как способу обретения божественной легитимности - это проповедь, это религиозный экстаз. А не выступление перед съездом "Единой России" или ХДС-ХСС.
Речь Трампа - неплохой (но весьма средний на мой вкус) образчик жанра. В этом жанре, которому уже больше двухсот лет, выступали абсолютно все избранные президенты. Включая совсем, казалось бы, неподходящих для роли первосвященника ребят вроде циника генерала Эйзенхауэра, который говорил в своей речи "Мы будем возрастать в силе, но не в гордыне/Мы будем идти путем права, но не самооправдания". И "так зажжем же огонь свободы и пусть его свет осветит самые дальние темные земли и будет гореть ярко, пока тьма не исчезнет вовсе".
Айк, кстати, был по происхождению Свидетелем Иеговы и крестился только в 1953 году, уже будучи Президентом. Уверен, что и левак-агностик Берни Сандерс, если бы он победил, произнес бы вчера высокопарную пафосную речь, полную отсылок к Господу (Lord) и сильных парарелигиозных метафор про обретение нацией себя, свободы, достоинства и истинного суверенитета над своей судьбой под дланью Всевышнего.
Это - обязательное правило, а не находка и не исключение. Инаугурация Его Величества Президента США - это масонский обряд, смешанный с протестантской проповедью XVIII века, а не формальная процедура вступления на должность топ-менеджера века XX-XXI.
С другой стороны, не могу не радоваться сонму восторгов, которые испытала наша почтеннейшая публика по поводу речи и инаугурации Трампа. На "новенького", на профана участие в обряде и проповеди чужой красивой и богатой религии производит, конечно, впечатление. И, конечно же, прикосновение к другой политической культуре возвышает, расширяет кругозор и заставляет (я надеюсь) требовательнее относиться к собственным политикам.
Но испытывая восторг перед церемонией и речью, надо помнить, что это не более чем обряд. Тот же Айк Эйзенхауэр после обещания "возжечь факел свободы" уже в офисе выговаривал критикам, говорящим, что работать он мог бы хотя бы пару дней в неделю: "Я достаточно сделал для этой страны, чтобы играть в гольф, когда мне это будет угодно".