"Так что если вы хотите заниматься искусством на русском языке и - не дай бог - на территории Российской Федерации - готовьтесь к квартирникам, подпольным видеопоказам и выставкам, а также нищете. Многие считают, что это все как раз и было условием нормального творчества - помогло когда-то Курехину и прочим. Но я как-то сомневаюсь.
Если вы хотите заниматься искусством в России и иметь официальный статус и легальный источник дохода, то будьте готовы, что вам предложат делать госзаказ. Обслуживать культурные интересы министра Мединского, депутата Ямпольской. Усиливать патриотизм, делать римейки "28 памфиловцев" - умереть на даче в Переделкино. Это все мы также проходили в недавнем прошлом.
Во-вторых, Москва после зачистки от элементов вроде Серебренникова и точек вроде "Гоголь-центра" окончательно становится городом казаков, ментов, рамок, досмотров, обыска и полицейщины. Это не наш город, мы его отдали гражданину начальнику.
Город нужен для того, чтобы по нему можно было ехать с мигалкой и надзирать за происходящим на широких собянинских тротуарах, где бредут не поднимающие голов граждане. Тот, кто скажет, что это преувеличение, вероятно, никогда не отводил взгляда от мента, который с искренним удивлением и интересом смотрит на тебя на улицах своего города и в переходах метро, где на эскалаторах постоянно вещают о недопущении террористических проявлений.
Еще есть торговые центры, несколько свободных книжных магазинов и даже ночные клубы с сомнительной репутацией, но все основное городское пространство зачищено. Новая Москва - это эстетика "Лебединого озера" и 17-го съезда партии, на фоне которой все, не собираясь больше трех, но в едином порыве идем на работу, чтобы платить по кредитам, - под грохот бульдозеров реновации и стоны политзеков под пытками".