"Вам достаточно получить два протокола за "сотрудничество с нежелательной организацией", чтобы на третий раз, не дожидаясь суда, сесть в тюрьму. Вы считаете, что вам это не грозит, – но не спешите. Чтобы посчитать вас сотрудничающим, нужно всего лишь найти на фейсбучной странице (необязательно вашей, ее всегда могут вам приписать) ролик с логотипом такой организации. И готов штраф в 5 тысяч рублей.
Ровно это произошло с юристом Юлией Федотовой.
А теперь детали:
1) срок давности для "правонарушения" – публикации – вышел еще весной, но судью это не заинтересовало;
2) ровно по такому же "правонарушению" с тем же роликом Юлия сама защищала человека в суде и выиграла дело. А потом аналогичное обвинение вменили ей;
3) заключение о том, что страница в фб принадлежит Юлии, писал "эксперт", кандидат физико-математических наук, и это документ, не имеющий отношения к здравому смыслу.
Сейчас у Юлии первый протокол, от второго она недавно отбилась: ей пытались вменить как "сотрудничество" тот факт, что о ней написала "Правозащита Открытки". Будет ли апелляция со стороны прокуратуры и что будет в ней, покажет только время.
А теперь вернемся к иностранным агентам. Законопроект о них написан так, что, повторюсь, вам достаточно просто лайкнуть "Радио «Свобода", а после этого получить любой перевод из-за границы – ну хоть возврат средств от гостиницы с "Букинга". Сто рублей от анонимного гражданина Киргизии. Все, что угодно.
Или еще лучше: согласно тексту документа (читайте его, а не слова депутатов), вам достаточно работать в вузе, который получил иностранный грант, и написать что-нибудь у себя на странице. Все, по тексту законопроекта вы – СМИ-иностранный агент, не нужно никаких лицензий.
Что будет дальше? Это решит правительство. Но мы же не сомневаемся, что закон принимают, не с целью подарить каждому иноагенту букет цветов? Примут подзаконные акты – стотысячные штрафы. Сочинят закон о двух протоколах и следующем уголовном деле. А как составить протокол – смотрите выше.
Иноагенты ничем не отличаются от нежелательных организаций, это та же законодательная агония, под которую успеет попасть еще очень много людей. Помните, как у Насти Шевченко – тоже нежелательной – умер ребенок, которому она из-под домашнего ареста не успела привезти лекарство? Судьба иноагентов будет не лучше, просто для них пока не придумали, как именно сажать.
Проснитесь: за нами пришли. За всеми нами. Репрессии не где-то там, они здесь. Нежелательная организация, иностранный агент, продолжите ряд. Правильно - враг народа!"