"Позавчера Назарбаев по очевидным причинам был героем российского фейсбука. Вчерашние переименования поставили эйфорию под сомнение. Это больше солженицынскую фразу о группе московских журналистов, предлагавших переименовать в честь Сталина Волгу и Луну.
Я на казахстанский опыт всегда смотрел (и смотрю) с уважением и некоторой симпатией. В концептуальных выступлениях Назарбаева (если не считать его стартовых поисков евразийства) всегда была серьезная модернизационная компонента. Да и последнее выступление с упоминанием "советской империи" и призывом говорить на трех языках по современным российским меркам было вполне разжигающим.
Однажды в середине нулевых я видел Назарбаева, выступавшего на центральной площади Алма-Аты по случаю какого-то праздника. Удивило, что вопреки стереотипам о туркмено-узбекско-северокорейских деспотиях выступление оставляло случайных слушателей весьма равнодушными. Никакие люди в штатском не следили за тем, чтобы толпа имитировала эйфорию. Несколько человек раздавали слушателям оппозиционные листовки и это тоже никого не фрустрировало. Эстонии в этом было куда больше, чем Китая.
Поэтому к разговорам десятых годов про елбасы/лидера нации я относился с иронией. Это выглядело скорее элементом декорации и нагнетания интриги, нежели проявлением почти неизбежного в положении Назарбаева нарциссизма и очарования собственным величием.
Но, включив сегодня казахстанское телевидение (смотрю уже почти час - причем не запись вчерашнего вечернего эфира, а прямой эфир непраймтаймового обеденного времени), увидел совсем другую версию. Это не 75-летие Брежнева и не 70-летие Сталина – это скорее 100-летие Ленина. Даже не могу сразу подобрать политологический синоним киноведческого термина "Сопли в сахаре". Вообще ни разу не соотносящийся с динамикой, всегда присутствовавшей в текстах Назарбаева.
Осталось разобраться, что это – индикатор того, что все идет по плану или что что-то может пойти не так. Похоже, авторы телепрограмм и сами не очень понимают".