"Черта с два. По мысли патриотически настроенных греков македонцы не имеют права на название Македония вообще. Потому что название Македония зарезервировано Матерью Историей за Грецией, а не за осколком Югославии или, скажем, Болгарией (там тоже кусок исторического Македонского царства располагался).
Чувства собственно экс-югославских македонцев тут в расчет не принимаются. Равно и здравый смысл, который подсказывает, что нынешнее государственно-территориальное образование Греция к царству Филиппа Македонского имеет маленькое очень отношение. Если не сказать никакого. Это хорошая иллюстрация идей последней книги Фукуямы про политику идентичностей вместо политики классов, торжество "политического психологизма", когда предметом политики является агрессивное переживание фрустраций, по большей части иррациональных, а не "представительство" или "борьба рациональных интересов".
Интересно, что сам греческий премьер Ципрас пришел к власти как раз на ресентименте - ненависти и агрессии к ЕС, который обокрал бедных греков, дав им много денег, а потом попросив чуть-чуть сократить расходы. С этого началась "популистская волна", каждый прилив которой - референдум ли по "Брекзиту", выборы ли Трампа, победа ли Макрона с похмельем в виде "Желтых жилетов" или формирование правительства в Андалузии с участием франкистской VOX кристаллизует понимание, что политическая победа - "объединение нации" - возможна только через очень громкий, существенно перебивающий информационный "белый шум" сигнал, построенный на смеси в той или иной пропорции "вины", "страха", "угрозы" и компенсация этой смеси через "агрессию", для начала вербальную.
Главная ценность времени модерна, времени больших призывных армий - "национальное единство" сегодня может быть достигнуто только через негативные повестки и предложения, выраженные в предельно конкретной, грубой и упрощающей манере. Это свойственно в равной степени любому политическому режиму, и тут (возвращаясь к спору пару дней назад) разница между Польшей, Грецией, Россией, Британией, США, Венесуэлой или Италией достаточна косметическая.
Угроза "внешняя" - "враг" хочет отобрать даже не землю, а некое внутреннее сокровище, "духовность", похитить некую "скрепу", размыть идентичность, умалить суверенитет. Для малых стран внешний враг - это ЕС и соседи, как правило, для больших - террористы\мигранты и в обязательном порядке - Россия.
В этом отношении Россия действительно заложник своей огромности - элитам крупных держав надо продавать угрозу, сомасштабную их государствам (иначе сигнал просто не пробьется к слушателям). Ну и нашей элите угроза, сомасштабная России, тоже нужна как воздух, так что мы с удовольствием играем в эту игру, и совершенно уже не важно, кто и когда ее начал.
Угроза "внутренняя". "враг" это политический класс-предатель, сконструировавший "deep state" ("государство глубин" - лавкрафтовский совершенно образ). Чтобы отобрать наши права и деньги, растленные элиты, олигархия, медиа, которые лгут и производят фейки, разрушают нашу идентичность. И только демонтаж этого лафкрафтианского "государства глубоководных" (deep-ones), врагов простого человека, высасывающим из него все соки может открыть нам дорогу к светлому будущему.
Из всего этого можно и позитивные выводы сделать, наверное. На внешнем контуре агрессивность публичной политики оказывается не нутряной, идеологической, а спекулятивной, медийной, нужной только чтобы твой сигнал пробил тот самый "белый шум". По отношению к внешним угрозам элиты практикуют "маркетинговую агрессию", грубо говоря, они продают себя, а не продают войну с собой во главе.
Хуже обстоят дела с "угрозой внутренней". Куча политиков уже пришли к власти на "противостоянии элитам", "на возвращении демократии к самой себе", но все они столкнулись с тем, что люди в них разочаровываются, видя уже на втором шаге, что это не им вернули государство, а все пламенные трибуны до одного сами стали "глубоководными". А это порождает дальнейшую радикализацию запроса на "борьбу с дип-стейт" и агрессию в адрес государства как такового.
И вот что с этим делать совершенно непонятно, учитывая что все институты и идеалы государства "большинства" (и прежде всего "национальное единство", как абсолютный идеал), придуманные век назад в утилитарных военных целях, ревизии не подлежат и даже их обсуждение по большому счету табуировано".