"Политика слово многозначное, так что как учат нас современные марксистские классики, главный пункт политической борьбы состоит в том, чтобы переопределять границы политического. Например, уничтожение евреев нацистами определялось ими отнюдь не в качестве политического вопроса: концлагеря были вне политики, а "окончательное решение" лежало в гигиенической и расовой плоскостях.
Теперь ряд консервативных профессоров намекают, что арест студента Высшей школы экономики - это сугубо политическое явление, наряду с выборами, умным голосованием, в то время как университет находится вне политики, и его задача состоит в том, чтобы производить знания. Однако проблема не в том, как Жуков относился к российской политической системе и за кого он собирался голосовать на выборах. Когда государство объявляет террор в отношении тех, кто критикует его решения, а это именно то, случилось с нашим студентом, самые разные структуры неизбежно оказываются "политическими".
Если верующего арестовали за то, как он молится, то его церковь - это место политики по преимуществу. Вне зависимости от того, пойдет ли клир на митинг в поддержку верующего, отказ от защиты заключенного в данном случае тоже будет будет политическим решением.
Если политика с избирательных участков переместилась в суды,то не надо надеяться, что аудитории удастся остаться нейтральной. И что там по-прежнему будут сидеть послушные студенты, обсуждающие политическую философию Гоббса, но молчащие о том, что одного из них арестовали.
То есть, конечно, так может произойти, но в этом случае это будет уже не университет. Как не является профсоюзом организация, не пытающаяся защищать своих членов от политических репрессий. Как не является семьей то, что забывает о родственниках, оказавшихся в тюрьме.
Егору Жукову нужно оказать безусловную публичную поддержку, и только затем вернуться к важной дискуссии о задачах современного образования и статусе студентов и преподавателей в нем. Любые "но" в данном случае аморальны. Аморально писать тексты о хладнокровии университета из теплой квартиры, когда твой студент в "Матросской тишине".
Если мы второй раз в нашей истории вооружимся лагерной этикой "умри ты сегодня, а я завтра", это будет означать, что мы не выучили уроки. О каком университете тогда может идти речь".