"По делу "Ив Роше" в декабре 2014 года Алексей Навальный был признан виновным по трем эпизодам - два мошенничества в сфере предпринимательской деятельности и легализация. Преступления относились на тот момент к небольшой (часть 2 статьи 174.1 и часть 2 статьи 159.4) и средней (часть 3 статьи 159.4) тяжести.
Наказание Алексею Навальному было назначено в виде 3,5 лет лишения свободы условно. Вид исправительного учреждения приговором не определялся. Его брат Олег Навальный был осужден по тем же статьям, ему назначены 3,5 года колонии общего режима.
В статье 58 УК РФ сказано, что лицам, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы, - отбывание назначается в колониях-поселениях. Таким образом, по умолчанию впервые отбывающие реальное лишение свободы за преступления небольшой и средней тяжести направляются в колонию-поселение.
Далее в УК сказано, что с учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного суд может назначить указанным лицам отбывание наказания в исправительных колониях общего режима с указанием мотивов принятого решения. Такая оговорка в приговоре содержится в отношении Олега Навального, но ее нет в отношении Алексея. При этом, что это за обстоятельства, позволившие суду назначить Олегу общий режим, а не поселение, в приговоре не указано. Хотя этого от судов требует Пленум Верховного суда РФ от 29 мая 2014 г. N 9 г. Москва "О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений".
В нем указывается, какие это могут быть обстоятельства: количество совершенных им преступлений, их характер и степень общественной опасности (форму вины, тяжесть наступивших последствий, степень осуществления преступного намерения, способ совершения преступления, роль осужденного в нем, иные существенные обстоятельства дела); поведение до и после совершения преступления; данные об употреблении алкоголя, наркотических и других одурманивающих средств.
Вопрос о назначении Алексею Навальному вида исправительного учреждения, таким образом, должен был решать Симоновский суд одновременно с отменой условного лишения свободы. Оглашенное постановление Симоновского суда (на данный момент не опубликовано) не приводит ни одного вышеуказанного обстоятельства. В нем просто констатируется общий режим.
Ранее вопрос вида учреждения перед судами так принципиально не вставал, оставлялся на усмотрение судов первой инстанции. Однако после введения кассационных судов приговоры стали часто изменяться именно в части неверного назначения вида исправительного учреждения.
Так, по "Московскому делу" осужденным по части 1 статьи 318 УК (средней тяжести) первоначально назначенная колония общего режима была заменена на колонию-поселение для Данилы Беглеца, Кирилла Жукова, Егора Лесных, Максима Мартинцова. В колонии-поселении содержится и Марк Гальперин по части 2 статьи 280 УК (также средней тяжести).
У Навального есть право обжаловать вступившее сегодня в силу решение суда в кассацию".