"Примирительный, я бы даже сказал, смиренный тон путинского ответа на реплику Байдена резко контрастирует и с обычным стилем риторики Путина, изображающего из себя мачо, и, особенно, с реакцией путинской информационной и политической обслуги, представители которой оглушительно визжали нечто невразумительное про "войну", требовали немедленно "вернуть Аляску", завезти ракеты на Кубу и нацелить их на Вашингтон, отказаться от доллара, а также предлагали иные, столь же "разумные", версии ответа Байдену.
В отличие от других обитателей путинского телевизора Мария Захарова, которая обычно понижает планку дискуссии до уровня коммунальной кухни, теперь явно получила вполне жесткие инструкции. В ответ на вопрос журналиста, как Кремль воспринимает беспрецедентное заявление Байдена, Захарова продемонстрировала образец христианской кротости.
"Я не думаю, что нам нужно измерять беспрецедентность каким-то инструментом, термометром подобных высказываний. Мы чего только уже не слышали от коллективного Запада или непосредственно от каждой страны, от политического руководства за год, за последние годы, даже за десятилетия", - ответила Захарова. И пояснила: "Знаете, продолжать разрушать, ставить какие-то палки в колеса или придумывать какие-то козни - это точно не российская стратегия и тактика".
Возможно, столь непривычно мягкие формулировки и явно примирительные интонации от представительницы МИДа, которая в гораздо менее острых ситуациях разражалась площадной бранью, вызваны, в том числе, той солидарностью с позицией Байдена, которую продемонстрировала Европа.
"К сожалению, имеется длинный список успешных и неудавшихся попыток убийств людей, критиковавших происходящее в России, среди них политиков и журналистов. Многие случаи не расследуются, остаются нераскрытыми, преступников не привлекают к ответственности", - прокомментировала реплику Байдена, назвавшего Путина убийцей, пресс-секретарь Верховного представителя Евросоюза по внешней политике и безопасности Жозепа Борреля.
Получив клеймо убийцы уже не только от лидера США, но и от официального представителя Евросоюза, Путин предложил Байдену поговорить. Точнее, вызвал его на дебаты. Причем срочно. В пятницу или в понедельник.
"Я бы не откладывал это в долгий ящик. Я на выходные хочу съездить в тайгу немножко отдохнуть. А так можно было бы или завтра, или в понедельник", - поделился своими планами Путин. "Дискуссию" с Байденом Путин предложил провести "в прямом эфире, онлайн".
Байден участвовал в десятках дебатов на протяжении 50 лет. Путин вообще не знает, что это такое. С таким же успехом он мог бы вызвать Каспарова на шахматный поединок. Есть сильные сомнения, что Гарри Кимович согласился бы, а в случае Байдена сомнений нет никаких. Дискуссия с убийцей возможна только в условиях трибунала. Что и подтвердила пресс-секретарь Белого дома Дженнифер Псаки, которая, отвечая на вопрос об отношении к идее Путина подискутировать с Байденом, пояснила, что "президент (Байден) уже провел разговор с президентом Путиным. И есть другие мировые лидеры, с которыми он еще не взаимодействовал". Чувствовалось, что г-жа Псаки тщательно подбирала наиболее деликатную форму для объяснения того, что дебаты с убийцей не входят в ближайшие планы американского президента.
Клеймо "убийца" уже невозможно стереть. Оно будет проступать у Путина на лбу всякий раз, когда он будет выступать на международных форумах, куда его, конечно, будут приглашать, - а куда деваться? И каждый глава государства, дипломат или общественный деятель после навязанного проклятым протоколом рукопожатия с Путиным станет долго мыть руки, пытаясь смыть с них кровь тех, кто был убит по приказу Путина или вследствие его политики. И это та новая ситуация, к которой Путин должен привыкать, поскольку клеймо убийцы останется у него на лбу до конца дней".