"Требования к выступлению понятны: надо, с одной стороны, выразить легкое сочувствие незарегистрированным неудачникам (ведь одобрять прямой произвол как-то не с руки), с другой стороны — объяснить, почему в этих выборах все-таки надо участвовать. Ну и все стараются словно под копирку: подписи мы, мол, тоже собирали изо всех сил, и у нас тоже избирком какое-то количество забраковал, да, правила очень жесткие, да, сочувствуем тем, кого "зарубили"... и дальше бабы промолчали, а мужик не выдержал и все-таки нахамил - "да чего там, все были в одинаковых условиях, просто у нас получилось, а у вас нет, надо было лучше стараться!"
Впечатление остается преотвратное — как будто сам в дерьме извалялся. Конечно, смешно было бы ожидать от "кандидатов" честного выступления в духе "да, все идет так, как запланировано — нам подписи "нарисовали", а нашим конкурентам "зарубили", что тут поделаешь, вы же понимаете — Мосгордума она не для всех, там должны быть только люди, лично отобранные московским мэром; нас отобрали, мы уже обо всем договорились с Сергеем Семенычем — кнопки нажимаем, не в свои дела не лезем, все будет тип-топ... Ну а конкуренты — что ж поделать, у них с самого начала не было ни одного шанса, они просто полезли без приглашения, Сергей Семеныч такого не любит, бог с ними, хотя, конечно, не совсем прилично получилось..." Могли они так сказать? Конечно, нет.
Но ведь есть опция "промолчать"?! Увы, тоже нет. "Ныряешь в дерьмо — приготовь ложку". Мне особенно тяжело это видеть, поскольку с большей частью "выступающих" я знаком: Лера Касамара вообще долгое время работала у нас в ЦПТ Игоря Бунина, с Натальей Починок много раз сталкивался на разных телевизионных ток-шоу. Ноблесс оближ, "положение обязывает". Надо для начала наврать людям в глаза ("мы были в равном положении"), а потом еще и поглумиться над отправленными в электоральное небытие по беспределу ("надо было лучше стараться").
Меня тут просили подробнее рассказать, как же набирают "подписи" все эти провластные кандидаты и "мурзилки" типа "пранкера Вована". На самом деле, тут есть два "уровня обслуживания" - "вип" и "для всех".
Вип-сбор для провластного кандидата применяется только для "особо ценных", типа "личный знакомец Сергея Семеныча" или "за него попросила Администрация Президента". Суть випа в том, что собираются ПОДЛИННЫЕ подписи, от настоящих людей. Но для этого приходится изрядно напрячь всю московскую вертикаль, начиная от префектур. Для этого мобилизуются самые близкие к рядовым гражданам структуры — управы, ДЭЗы, подразделения компании "Жилищник" на территории интересующих районов, старшие домов. С их помощью составляются списки аборигенов, которые:
а) точно дома (или известно, когда будут)
б) как-то зависят от городских властей, собеса, ЖЭКа
в) готовы "помочь" подписью.
И потом по этим составленным спискам отправляются "сборщики", при необходимости — в сопровождении соответствующих должностных лиц, готовых оказать давление, если "клиент" вдруг упрется. Кто эти "клиенты"? Кто угодно: матери-одиночки, одинокие старушки, семьи пенсионеров, инвалиды, сотрудники жилищных контор, проживающие "на территории", бюджетники из поликлиник, школ и т.д.
Такая схема наиболее эффективна, "контингент", как правило, послушен, старательно выполняет указания сборщика и готов переписывать бланк столько, сколько потребуется, чтобы получилась идеальная подпись - поскольку рассматривает саму сдачу подписи как некоторую сверхурочную работу, которую ему поручило начальство. Начальство в лице сотрудника ДЭЗа выполняет и вторую важную функцию — не только дисциплинирует человека, дающего подпись, но и своим видом успокаивает его, как бы говоря, что свои паспортные данные приходится давать не кому-то с улицы, а тому, КОМУ НАДО.
Попробуйте хотя бы пару часов пособирать подписи — и вы поймете, насколько важны, даже критичны эти два бесценных фактора: доверие к сборщику и дисциплина заполнения!
Однако вип-сбор даже мэрия не может обеспечить для всех. Во-первых, скрипучую машину городской вертикали раскочегарить не так-то просто, ее необходимо постоянно пинать, причем с самого верха - желательно, с уровня самого префекта, а префект не может обслуживать большое количество кандидатов, его на всех просто не хватит; без префекта же машина грозит в любой момент встать и не поехать. Ну и во-вторых, как ни покажется странным, но этот метод еще и дорогой, поскольку за подписи придется ЕЩЕ И ПЛАТИТЬ! Да-да, хоть тут вроде бы вертикаль, и сам префект с главами управ — а все равно без смазки ничего не выйдет, без оплаты не обойтись.
Поэтому, как мне кажется, через вип обслужили разве что пару-тройку кандидатов типа той же Касамары (которая все ж идет на место своего шефа, ректора Вышки Кузьминова). А с остальными все сделали проще, по рабоче-крестьянски. То есть — вы угадали: просто "рисовка" примерно от начала и до конца. Зато, в качестве бонуса — по той самой "базе ФМС", которой, естественно, не было у тех, кто в поте лица пытался собирать подписи самостоятельно у живых людей. Поэтому в плане проверки совпадения с базой у "рисовщиков" от КОГО НАДО (кандидаты мэрии и спойлеры от мэрии типа "Коммунистов России") данные всегда будут ЛУЧШЕ, чем у тех, кто поднимал эти данные "с земли", обходя квартиры и ловя людей на остановках. Труднее придраться!
Но это я шучу, конечно, ведь придираться к подписям провластных кандидатов никто не будет. Избиркому это ни к чему (команды "фас!" не было), а конкурентам на проверку эти подписи просто никто никогда не даст. Так что вип-обслуживание "по подписям" в принципе особо и не нужно — можно просто и смело рисовать, бояться-то некого. Вип нужен на тот гипотетический, невероятный случай, если вдруг к подписям неведомо как все-таки прорвутся какие-то нелояльные проверяльщики. И тогда они обломятся с позором — все подписи "живые", все заполнено правильно, все сокращения какие надо — красота! Комар носа не подточит. Ну а то, что собирались они с явным нарушением закона — кто ж это раскопает... И кто будет расследовать...
Такое вот "общество спектакля". Все изображают, все играют роли "честных людей". Впрочем, советским людям к этому не привыкать. Наоборот, советских пробивает ностальгия — они так привыкли к постоянному обману в Стране Советов, и им так его не хватало во все годы проклятой Перестройки!"