"Эта дивная история случилась в последние дни 1999 года, в те самые, когда в далеком Кремле Ельцин готовился доверить Путину "беречь Россию". В Ашхабаде этого ещё не знали, там, на трехдневной сессии Халк Маслахаты (Народного совета Туркменистана) бушевали нешуточные страсти.
На второй день работы "напутствуемые народом" депутаты вдруг все, как один, в едином порыве взяли и проголосовали за предоставление своему любимому руководителю права исполнять обязанности президента "без ограничения срока полномочий". Да, так это было!
Но Ниязов уперся. Такой он был человек, очень привержен был законам. Ссылаясь на туркменскую конституцию, согласно которой один человек может быть избран на пост президента на два срока по пять лет, он пообещал им поработать еще главой государства, если ему будет оказано доверие на предстоящих в 2002 году президентских выборах. Тогда истекал срок президентских полномочий Ниязова (впервые он был избран в 1991 году), продленных референдумом в 1994-м. Между прочим, это стало первым прецедентом в СНГ, когда отменили выборы из-за "неоправданно высоких расходов на их проведение"...
Однако непросты оказались и туркменские депутаты. Не отказываясь в тот день от конституционных завоеваний, они их слегка расширили, - до 7-летнего срока президентских полномочий и увеличения до 70 лет возрастного ценза кандидатов. Ниязову в 2000 году стукнуло 60... Бой они дали своему любимому на следующий день. Залу, 15 минут рукоплескавшему стоя, он не мог не уступить.
Идя навстречу народу, он даже издал Конституционный закон о пожизненном президенте Ниязове. После этого он получил имя Туркменбаши, Отца всех туркмен.
Прошло чуть меньше двух месяцев, и в середине февраля, накануне своего юбилея, Ниязов вдруг заговорил о главном, - очевидно, транзитом власти в Москве навеяло...
"Никто не должен находиться у руля государства бессменно, делился сокровенным туркменский вождь, - лично я собираюсь оставаться у руля еще 5-6 лет, чтобы затем передать власть новому поколению политиков, которые, возможно, найдут для себя более полезное занятие, чем обвинять во всех смертных грехах своих предшественников". Ниязов пообещал "наблюдать со стороны" за тем, как страна идёт по пути независимого и свободного развития.
И кто тогда мог представить себе, насколько вещим окажется предсказание вождя, не прошло и 6 лет, как он скоропостижно скончался. Это случилось 21 декабря 2006 года при довольно загадочных обстоятельствах...
Унаследовавший власть его бывший Главный врач и министр здравоохранения Бердымухамедов во всех грехах не стал обвинять своего покойного Пациента, но его золотые статуи на площадях убрал с глаз долой подальше, а сотворенную благодаря величию Отца всех туркмен Рухнаму заменил на десятки своих книг...
В тот миллениум только еще задумывались о пожизненном президентстве Назарбаев и Каримов, примеривался Рахмонов, еще не мечтал Лукашенко, и в голову не приходило это Путину.
Но вот ведь как бывает, спустя 20 лет пришло и ему... И только у Туркменбаши вышло, как он хотел. Почти... Потому что не надо было смешить Аллаха, рассказывая ему о своих планах".