"1. Все уже решено и наше голосование ни на что не повлияет, да и пара оппозиционных депутатов, если вдруг пройдет в Думу, ничего не поменяет.
Действительно, возможности поменять эту власть на выборах сейчас нет, и курс движения страны от появления даже и целой оппозиционной фракции не изменится.
Однако даже пара депутатов - это возможность публично предлагать альтернативу курсу власти, убеждать общество в его пагубности. А процент, показанный в итоговых протоколах, очевидно, как-то коррелирует с волеизъявлением избирателей.
Впрочем, и безотносительно к прохождению оппозиции в Думу чем больше будет поддержка демократической оппозиции, тем более серьезной и для общества, и для власти, и для окружающего мира будет демократическая альтернатива существующей системе. В конце концов, одним из наиболее вероятных сценариев перемен является раскол элит, а для того, чтобы та часть элиты, которая обдумывает возможность выступить против нынешнего курса, могла решиться на действие, она должна понимать, что в обществе есть значимый запрос на перемены".
"2. "Выборы" "легитимируют" власть.
С одной стороны, для большинства российского общества нынешняя власть вполне легитимна и забота о повышении или сохранении легитимности совсем не является приоритетом этой власти. Памфиловская "либерализация" - это, скорее, аргумент во внутреннем диалоге башен и попытка выбить аргументы из рук оппозиции.
С другой стороны, как ни смотри на понятие легитимности власти, хоть как на ее законность, хоть как на восприятие ее законности и права на властвование обществом, тезис о легитимизации не выдерживает критики. Законность выборов сама по себе не станет не больше и не меньше от того, что вы придете на избирательный участок".
"3. Участие в выборах "легитимирует" аннексию Крыма.
Этот аргумент связан с предыдущим, но я специально вынес его отдельно в связи с тем, что его пытаются выставить в качестве некого морального маркера. И снова ровно наоборот. Голосование за партии, считающие аннексию незаконной, как раз и означает ясное выражение несогласия с ней. Более того, одной из важных целей путинской агрессии была квазипатриотическая мобилизация вокруг власти, деморализующая ее противников. Отказываться от выражения своего несогласия - идти на поводу у власти, показывать ей, что она правильно выбрала средства для своей цели".
"4. Участие демократической оппозиции в выборах мешает западному давлению на российскую власть.
Этот сравнительно новый аргумент я считаю неверным в принципе, в силу лежащей в его основе философии. Хорошо, что на путинскую власть давят извне, но никто вместо нас, граждан России, дистанционно не установит демократию в России. Идея отказаться от борьбы, пока еще есть физическая возможность бороться, и полностью переложить ее на чужие плечи представляется мне и абсурдной и аморальной".
"5. Голоса, отданные за непрошедшие партии, уйдут к "Единой России".
Действительно, гарантировать прохождение демократической оппозицией 5-процентного барьера никак невозможно. Действительно, голоса партий, не преодолевших этот барьер, достанутся "победителям". Но распределятся они пропорционально между ними, так что процентов и мандатов ЕР получит столько же, сколько бы получила, если бы избиратели не прошедших партий вовсе не пришли. Так что шанс есть только отнять у ЕР. В том, что от вашего голосования ей ничего не добавится, можно быть уверенным.
UPD: 6. Вспомнил еще один аргумент. Власть против бойкота и призывает к голосованию, значит, голосование ей выгодно, а значит, голосовать не надо.
Можно сказать, что призывы власти к голосованию адресованы ее, власти, аудитории; что борьба властей с никому неизвестными и не имеющими никакого влияния сайтами агитации за бойкот как раз и может быть призвана привлечь к ним внимание и увести с избирательных участков противников власти, что репрессивный механизм запретов работает зачастую в автономном режиме, что неповоротливая и слабо адекватная власть делает много абсолютно бессмысленных вещей. Но проще сказать, что этот аргумент означает одно: "Назло маме отморожу уши".
Подводя итог, можно уверенно сказать: стороннику демократии в России стоит прийти 18 сентября на избирательный участок и проголосовать. Нет ни одного разумного основания этого не сделать".