Global Look Press
"Сегодня, по прошествии трех лет, говорить о Крыме, с одной стороны, очень просто: Россия воспользовалась ослаблением украинской власти и, проведя отлично спланированную военно-политическую акцию, аннексировала полуостров. Агрессия России признана таковой мировым сообществом - на этот счет 27 марта 2014 г. принята специальная резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, положения которой относительно российской оккупации Крыма были подтверждены резолюцией в декабре прошлого года", - пишет экономист в своем блоге.

"Можно сколько угодно ссылаться на волеизъявление народа, на так называемый референдум, но голосование под дулами автоматов трудно называть свободным, точно так же, как проведение голосования вопреки нормам законодательства Украины, частью которой в любом случае Крым являлся на момент голосования, нельзя назвать законным".

"Особенность (впрочем, не уникальная) российского авторитарного режима состоит в том, что в нашей стране нет верховенства права, нет власти закона, но при этом все свои решения российская властная группировка оформляет законами. Это неизбежно будет осложнять переход страны к нормальной жизни, каковой (переход) рано или поздно случится.

В какой-то момент России понадобится отменить огромное количество законов, которые сегодня блокируют нормальное развитие страны и общества. Для примера назову: запрет на создание избирательных блоков, муниципальный фильтр при выборах губернаторов, право президента увольнять губернаторов по своему усмотрению, запрет быть избранным для лиц, осужденных за тяжкие преступления (к каковым относится, например, Михаил Ходорковский и каковым еще недавно был и снова может стать Алексей Навальный), "закон Димы Яковлева" (о же "закон подлецов"), "закон Яровой" и многие другие нормы законодательства, которые наплодил путинский режим за время своего правления только ради того, чтобы иметь возможность удерживать власть в России.

Но, если со многими из этих законов понятно, что делать, - отменить; хотя не факт, что сделать это будет просто - нужно будет, чтобы после ухода Владимира Путина от власти (по тем или иным причинам) нынешний состав Государственной думы (или другой, который буден назначен Кремлем через 5-10-15 лет, но который принципиально ничем не будет отличаться) проголосовал за их отмену. Но как исправить ситуацию с теми законами изменением Конституции, которые случились в связи с аннексией Крыма, - непонятно".

"Понятно одно: проблему Крыма рано или поздно России придется решать. Придется, если она не захочет оставаться на веки вечные страной-агрессором (пожалуй, единственной в современном мире), если она не захочет иметь своим соседом страну, в учебниках истории которой будет написано, что "весной 2014 года Россия осуществила агрессию против Украины и захватила часть украинской территории". И решать эту проблему придется в диалоге с Украиной, и вместе с украинскими властями нужно будет определить ту точку, в которую обе страны согласятся вывести ситуацию, и тот набор шагов, который предстоит для этого сделать.

Какой будет эта точка? - Не знаю. Возможно, это может быть специальный статус наподобие Аландских островов, которые совместно управляются Швецией и Финляндией. Возможно, Украина согласится на то, что Крым останется российским, но при условии какой-то материальной компенсации и, безусловно, при полной реституции прав собственности. Возможно, будет найдена еще какая-то конструкция. Но искать ее придется. Если мы, российские граждане, не хотим чувствовать себя ворами. Каковыми мы сегодня являемся. Увы...

Перефразируя классика, России предстоит выдавить из себя вора по капле. И чем раньше мы решим пойти по этому пути, тем меньше позора будет на нас и на наших детях, тем спокойнее мы будем спать".