Moscow-Live.ru
Президент фонда "Петербургская политика" подробно разбирает в Facebook ситуацию с уборкой снега в Москве. О втором поколении дворников-мигрантов, обнулении опыта мэрии и необходимости организации общественных работ.

"1. По ощущениям зимы 10-х более снежные, чем зимы нулевых. Достаточно посмотреть на даты образования устойчивого снежного покрова в нулевые: 1 января 2004-го, 17 января 2005-го.

2. Растет второе поколение дворников-мигрантов - а второе поколение мигрантов всегда критичнее и избалованнее. Да и первое уже теперь "с пробегом по России". В их глазах снижается ценность труда как такового и "труда за зарплату", падает инициативность. Для них исчезает имевшаяся на старте ценность комьюнити во дворе, которое было, когда они стартово и часто односторонне здоровались со всеми жильцами.

3. Привлекательность работы в России после девальвации несколько снизилась. Не радикально - но все же. Это отразилось на качестве привлекаемых кадров.

4. Хотя профильным вице-мэром остался лужковский Бирюков, такое ощущение, что после смены мэра в городской системе управления произошло обнуление опыта. Как следствие, накопление и осмысление ошибок происходят по новой. Впервые это проявилось во время уборочной катастрофы после ледяного дождя 2010 года.

5. Похоже, происходит накопление конфликтов вокруг денег, отношений, сфер ответственностей, в силу которых возникают бунты дворников. И следов центра оперативного управления этими конфликтами в экстренной ситуации не просматривается. Подчеркнуто бесконфликтная медийная повестка не может не расслаблять. Это уже однажды проявилось на старте реновации.

6. Отсутствуют попытки стимулировать публичную конкуренцию префектур, управ и прочих интересантов в части скорости и качества уборки.

7. В пропаганде делается акцент на том, что "вот-вот сейчас все уберем, не извольте сумлеваться, барин". По факту оказывается таким же враньем, как с комфортностью парковочного пространства. А запросы граждан на то, чтобы им вот-вот все сделали, это только увеличивает. Нет даже намеков на популяризацию и поощрения (хотя бы морального) активности граждан. А уж мысль о том, что не вся городская территория в ведении городских властей и нелишне было бы им самим разруливать со своими ТСЖ-УК, и вовсе выглядит в глазах всех сторон как экстремистская. Оборотная сторона этого очевидна: теперь и в глазах дворников городское (государственное) - значит, ничье.

7. Налицо необходимость в организации общественных работ с наймом студентов, школьников, бомжей, подмосквичей (а в утренние и вечерние часы - и малообеспеченных собственно москвичей). Но механизмов управления процессом (от контроля за деньгами до логистики вывоза убранного снега) нет. Да и сама его возможность кажется малореалистичной.

8. Соглашусь, что история с подчеркнутым отказом расчищать платные парковочные места показывает, что платные парковки - не способ заработка для городских властей, а именно уничтожения личного автомобиля в городе как такового. Это может быть полезно для дорожного пространства, но является серьезным аргументом для отъезда из города (в лучшем случае из города) относительно обеспеченных слоев граждан. Впрочем, они все равно неправильно голосуют - или вовсе не голосуют. Кроме того, это тревожный прецедент в части пренебрежения местных властей к созданным ими самими сервисам - примерно как заваливать снегом входы в МФЦ.

9. Можно было много иронизировать над урбанистскими картинками будущей Москвы как велосипедоцентричного города вечного лета. Но впервые так откровенно проявилась их опасность, приводящая к неприспособленности города к жизни в зимнее время.

10. Идея реальной разгрузки инфраструктур центра города (да и пространства внутри МКАДа) нерешаема без децентрализации и вывода отсюда прежде всего учреждений власти. Но все проекты такого вывоза похоронены, символом чего является новое расширение Совета Федерации. Призванная совершить здесь революцию "Новая Москва" продолжает выглядеть как досадное и причудливое дитя медведевского волюнтаризма".