"Чавизм, густо замешанный на индейском нацизме (индихенизме), постулирует, что индейцы обладают правом на бОльшую долю пирога, чем образованные классы, просто на основании того, что эта земля "их", индейская. Настоящих "племенных" индейцев там 2%, но метисов, которые в рамках "конструирования идентичности" могут говорить и говорят о своем "индейском происхождении", - больше половины населения.
И метисы эти, как социальная группа, более бедны и менее образованны, чем белые - в значительной степени потомки эмигрантов ХХ века, прибывавшие в Венесуэлу за возможностями этой страны. Прежде всего связанные с нефтью. В латиноамериканском мире "белые" Венесуэлы считались богачами и носили прозвище "дайте два" - "дамедос". Но их было меньшинство, и в результате дело кончилось Чавесом.
2. Перераспределение национального богатства, по мысли теоретиков такого рода социализмов, должно было привести к улучшению качества "новых обеспеченных" с возрастанием их вклада в национальный продукт на втором шаге. Ведь им открыли доступ к образованию, здравоохранению, давали пособия и так далее. Однако, как и везде - не привело. То есть огромная машина социальной сферы - от прямых раздач до больничек и ликвидации безграмотности - привела к появлению государственного аппарата коррумпированного, тяжелого и неповоротливого для ее администрирования. И государство сожрало экономику всю целиком, вручную перераспределяя ее плоды как бы в интересах большинства. А тут еще и цены на нефть упали.
3. Говоря по простому. Сегодня в Венесуэле есть два народа. То самое "большинство", которое довольно чавизмом по большому счету и которое просто хочет, чтобы им вернули то, что давали раньше. Оно бунтует, понятное дело, грабит магазины и дает отличные картинки для мировых СМИ. И "меньшинство", которое бунтует против чавистских институтов и хочет вернуть страну себе - сделать все, как было во времена экономического подъема.
4. Интересы первых и вторых - противоположны. Первый протест - социально-экономический. Второй - политический. Первые прекрасно понимают, что демонтаж чавизма лишает их шансов на ту самую пайку. Вторые отлично отдают себе отчет, что начнут они с демонтажа этого самого чавизма. Интересы "бунтующих групп" несводимы сегодня к единой политической платформе. Это позволяет Мадуро быть эффективным в маневрировании и смотреть в будущее значительно увереннее, чем это представляется зрителям телекартинки из Венесуэлы.
5. В этой ситуации Мадуро делает ход конем, созывая конституционную ассамблею и надеясь "переучредить страну", сделать так, чтобы политические институты были раз и навсегда чавистскими, то есть действовали в интересах "большинства". Оппозиция, окопавшаяся в парламенте, выборы проигнорировала - ее дочавистские институты полностью устраивают. Но так как армия в Венесуэле "рабоче-крестьянская", благодаря как раз Чавесу, почистившему "династии" правых белых офицеров с Вест-Пойнтом за плечами в каждом поколении и заменившему их на "индейцев", - силовые рычаги в руках Мадуро.
6. Единственно, что может погубить Мадуро, - это иссякший запас денег на "покупку", а вернее, просто на смягчение ситуации с большинством. И тут появляются наши миллиарды. (Не только наши, кстати. Еще и китайцы содержали режим долгое время.) Если деньги кончатся совсем, у "чавистского большинства" останется два варианта - примкнуть к политически активному меньшинству или поддержать нового радикального чависта.
7. Мой прогноз - Мадуро значительно более устойчив, чем кажется, пока у него есть хоть какие-то деньги для маневра. Раз. И два. Если эта устойчивость будет теряться, вероятность, что следующим главой Венесуэлы будет военный диктатор-чавист, значительно выше, чем что там расцветет "прозападный режим". Носители прозападных ценностей и идей там - в меньшинстве.
8. То есть инвестицию "Роснефти" не следует считать "ошибочной", раз. И два - моя гипотеза подтверждается истеричными возгласами из Вашингтона о "возможности сменить Мадуро военным путем". Умные люди понимают, что шансов убрать чавизм в данной отдельно взятой стране без давления, переходящего в прямую агрессию, очень мало".