Mehr News Agency / commons.wikimedia.org
В связи с признанием властями Ирана ответственности за гибель украинского пассажирского самолета авиационный эксперт разбирает в Facebook это решение Тегерана и обращает внимание на некоторые детали катастрофы.

"1. Иран оказался куда разумнее (хитрее) и дальновиднее России, чей "Бук" из состава 53-й зенитно-ракетной бригады 20-й общевойсковой гвардейской армии Западного военного округа сбил 17 июля 2014 года рейс МН17 "Малайзийских авиалиний" с украинской территории.

Иран четко взвесил все "за" и "против" варианта признания вины за непреднамеренное уничтожение лайнера с выплатами компенсаций "сейчас" против глухого непризнания ничего с очень большими проблемами "потом". Последние пять лет я неоднократно говорил, что и для России это (признание ошибки) был бы приемлемый выход - по крайней мере, не было бы третьей волны санкций (из-за которых за прошедшие годы потеряны сотни миллиардов $), стагнации экономики и международной изоляции с имиджем "империи зла" и "источника международного терроризма".

Еще раз подчеркну: главная цель Ирана - это обладание ядерным оружием, и ради нее можно и "пожертвовать пешку" - признать гибель лайнера. Попутно возникает вопрос, на который у меня нет ответа, - признал бы свою вину за гибель лайнера Иран, если бы уже имел ядерное оружие. В современных условиях ядерное оружие это уже не средство защиты, а гарантия безнаказанности при проведении самой авантюрной политики.

2. Техническое расследование, начавшееся Ираном в сотрудничестве с Украиной и другими странами в лице их полномочных представителей согласно Приложения 13 к Чикагской конвенции гражданской авиации (ICAO), во многом теряет смысл. Потому что пункт 3.1 четко определяет единственную цель проводимого расследования как "...предотвращение авиационных происшествий и инцидентов в будущем. Целью этой деятельности не является установление доли чьей-либо вины или ответственности".

Иначе говоря, это расследование должно ответить на вопрос "что случилось?" (это уже ясно, остались мелкие технические детали типа куда попала ракета, что горело, кто и до какого момента был жив и т.д.), а не на самый важный сейчас вопрос "Кто виноват?". Точно также уже очевидны и меры по предотвращению подобных авиационных происшествий на будущее - полное закрытие воздушного пространства там, где ожидается массированный (по десяткам объектам) воздушный удар с неограниченным использованием всех имеющихся средств ПВО.

Признание Ираном вины - это уже решение основной задачи расследования, которое теперь предстоит "упаковать" в деталях в итоговый отчет. Вместе с тем это одновременно и вывод обвиняемых из-под международного расследования, потому что поиск виновных будет вестись в рамках уголовных расследований по национальным уголовным законодательствам стран, их возбудивших. Как и судебное преследование. И если техническое расследование по нормативам ICAO строго регламентировано и его сложно сделать необъективным (ICAO его просто не примет), то закрытое уголовное расследование внутри страны можно вести как угодно. В данном случае виновных будет искать сам Иран, формировать обвинение - иранские следователи, и суд будет в Иране по иранскому законодательству и скорее всего закрытым.

Нет никакой гарантии, что они найдут действительно виновных, следствие будет вестись как надо и суд будет правомерным. К примеру, Украина возбудила уголовное дело по факту гибели самолета и людей на его борту - ну и как украинские следователи будут осуществлять следственные действия на территории Ирана, допрашивать иранских военных, изымать и изучать их секретные документы?
Иначе говоря, признание Ираном своей вины - это способ закрыть тему переводом дела с международного на внутренний, закрытый и контролируемый Ираном уровень, а выплата компенсаций - приемлемая для Ирана плата за это.

России, кстати, этого очень бы хотелось - как уже заявил глава Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев: "Признание Ираном вины в крушении украинского «Боинга» должно закрыть этот трагический инцидент". Понятно? ЗАКРЫТЬ. Дальше Косачев сморозил откровенную глупость (это у него случается часто): "...всем сторонам следует извлечь уроки из этой трагедии". Ну и какие уроки из этого должна извлечь Украина?

3. Прямая вина Ирана за незакрытие воздушного пространства очевидна. В своем заявлении Иран попытался оправдаться, сославшись на США: "...ошибка, ставшая причиной гибели 176 человек, произошла на фоне повышенной боевой готовности в свете угроз ракетных ударов со стороны США и возросшей интенсивности полетов американской военной авиации вблизи иранских границ. Военные находились на высочайшем уровне готовности на фоне усиления напряженности в отношениях с Соединенными Штатами".

В этом есть попытка подмены понятий - нельзя путать рост международной напряженности по чьей-то вине и свое непреднамеренной убийство пассажиров. Это две большие разницы. Разумеется, США в лице Трампа несет свою долю моральной ответственности за трагедию эскалацией напряженности, и в первую очередь заявлением об ответном ударе по 52 целям на иранской территории, но именно ракетная атака Ирана по американским военным базам в Ираке сделала этот ответный удар почти неизбежным. В этих условиях Иран должен был закрыть свое воздушное пространство для гражданской авиации, и прямая вина Ирана в уничтожении лайнера несопоставима с моральной ответственностью американцев. Даже если тебя спровоцировали, убил ты по собственной дурости.

Похожую картину мы видим и в деле МН17: в то время как Россия обвиняет Украину в моральной ответственности в незакрытии воздушного пространства над зоной АТО, судить будут Россию за то, что ее "Бук" сбил малайзийский "Боинг", убив 298 человек на его борту. Почувствуйте разницу. И обратите внимание, что у нас из официоза никто даже ни пискнул о вине Ирана за незакрытие воздушного пространства - полагаю, что и вопрос с украинской ответственностью в июле 2014 года отныне закрыт, слишком уж у Ирана рыло в пуху.

Еще раз: нужно четко отделять "мух от котлет" - противостояние Ирана и США (гибель Сулеймани в другой стране и проч.) - это один вопрос, а безопасность гражданского авиасообщения - совершенно другой, и они НИКАК НЕ СВЯЗАНЫ. Иран может конфликтовать с кем угодно, но он ДОЛЖЕН был обеспечить безопасность гражданской авиации закрытием национального воздушного пространства в период ожидания ответного воздушного налета, который сам же спровоцировал, и принять меры по недопущению использования средств ПВО по гражданским самолетам. Вместо этого Иран не закрывает свое воздушное пространство (это раз) и сам же сбивает гражданский самолет (это два) - НИКАКОГО оправдания этому НЕТ и быть НЕ МОЖЕТ.

3.1. Остается вопрос о юридической ответственности Ирана за незакрытие воздушного пространства. Это уже вопрос к юристам. Я скажу так - необходимость закрытия иранского воздушного пространства в данном случае была АБСОЛЮТНО ОЧЕВИДНОЙ. И думаю, что если рассматривать удар Ирана по базам США (т.е. по имуществу США, находящемуся в Ираке согласно международным соглашениям - по той де причине, по какой мы оправдываем нахождение наших военных в Сирии) как начало именно военных действий, то Иран юридически был обязан закрыть свое воздушное пространство по крайней мере до утреннего заявления Трампа, отменившего угрозу ранее гарантированного удара по иранской территории.

3.2. Предвижу обвинения в адрес украинской авиакомпании МАУ, что она продолжала полеты в Тегеран в создавшейся обстановке. Скажу на примере итогов расследования Совета по безопасности Нидерландов по МН17 - там тоже были обвинения в адрес авиакомпании и аэропорта вылета. Вердикт таков - авиакомпания имела основания для изменения маршрута рейса, но с учетом всех факторов ни у аэропорта рейса, ни у компании-оператора нет всей полноты информации для принятия обоснованного решения - это ответственность страны, отвечающей за свое воздушное пространство, в данном случае - Ирана.

4. Российская позиция в этом деле заключается в поддержке Ирана. Сначала мы топили за официальную иранскую версию "пожар двигателей как техническая причина", теперь, не сомневаюсь, будем завуалированно обвинять США, потому что все, дескать, началось с убийства Сулеймани. В огороде бузина, а в Киеве - дядька... Сулеймани погиб в Ираке от руки американцев, но украинский самолет Иран сбил собственноручно в своей столице.

Но давайте начистоту - если мы признаем вину США в эскалации напряженности в ирано-американских отношениях, то тогда нужно признать и нашу моральную ответственность за поставки оружия полным м...м, способным сбивать гражданские самолеты на вылете из собственного аэропорта. Мы реально помогаем оружием всякой международным отморозкам - режимам, которые, по нашему примеру, и сами не живут, и не дают жить другим.

Теперь иранцы "обновят свои системы ПВО, чтобы предотвратить подобные "ошибки" в будущем". Т. е. закупят у нас новые, больше им никто не продаст. Что там Косачев говорил про "извлечение уроков из этой трагедии"? Извлечение уроков - это не про нас. И поэтому случайные люди гибнут из-за нашего оружия, поставляемого разным уродам по всему миру.

5. Наиболее вероятный сценарий развития событий, который я уже высказал в одном из вчерашних интервью. Иранские ПВО в ожидании ответного удара США находятся в полной боевой готовности ("действуйте по обстоятельствам"), что означает получение приказа на перехват любых целей, не отвечающих на на запрос системы госопознавания "свой-чужой". Рядом с аэропортом Тегерана стоят системы ПВО российского производства "Тор-М1", которые находятся под подчинением Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и в силу особой значимости охраняемого объекта не интегрированы в национальную систему ПВО Ирана.

"Тор-М1" способен одновременно отслеживать до 24-х воздушных целей, отстраивая траектории для 10 из них. Комплекс работает в двух режимах - ручном (пуск ракеты по команде оператора), и автоматическом, когда система сама ранжирует цели по приоритету и автоматически уничтожает те, которые сама же по определенному алгоритму относит к наиболее угрожающим.

Командир украинского самолета попросил выгрузить часть груза, чтобы максимальная взлетная масса полностью заправленного самолета не превышала норму для взлета из аэропорта Тегерана, находящегося примерно на километровой высоте над уровнем моря. Что и было сделано, но привело к часовой задержке рейса. Самолет должен был вылететь в 05:15, но в итоге получил разрешение на взлет только в 06:05, вылетел в 06:07, и его бортовой автоответчик (транспондер) замолчал в 06:12.
Полагаю, что до 06:00 утра иранцы осуществляли работу "Тора" в ручном управлении, но в 06:00 муэдзин позвал всех правоверных на Фаджр - утренний намаз. В Исламской республике, да среди стражей КСИР - это святое, утренний намаз невозможно пропустить не то что из-за воздушного удара американцев, а даже если разверзнутся врата Ада.

Поэтому в 06:00 ЗРК "Тор-М-1" был переведен в автоматический режим, а личный состав начал молиться. ЗРК обнаружил летящую в его направлении воздушную цель, не ответившую на запрос "свой-чужой". Дальше - дело техники. Если я прав - никого не накажут, потому что утренний намаз - святая обязанность мусульманина, куда более важная, чем несение боевого дежурства.

5.1. По последним сообщениям, КСИР взял на себя ответственность за уничтожение украинского самолета. Теперь любые разговоры об убитом генерал-лейтенанте Сулеймани, командовавшим спецподразделением "Аль-Кудс" в составе Корпуса Стражей Исламской революции, как о "невинной жертве" - неуместны. Тем более если начинать разбираться "кто первый начал", то все началось с разгрома (с подачи КСИР) американского посольства в Багдаде".