"Путинская Россия на наших глазах движется совершенно той же дорогой, что николаевская. Нынешние "скрепы" звучат не глупее, чем тогдашние "столпостены". Речь здесь идет о том же самом - о том, что держит, не дает рассыпаться.
За без малого два века изменились реалии и терминология, но не сущностное содержание.
"Свобода - Равенство - Братство" в сегодняшнем виде - это три сакральные ценности западной цивилизации: свобода мысли и слова + демократия + эмпатия.
Триада "Православие - Самодержавие - Народность" модифицировалась в гораздо меньшей степени, просто в силу сугубой консервативности этой идеологической системы.
Под "православием", в общем, имеется в виду то же самое, что в 1834 году: не вера и не следование христианским заповедям, а единомыслие, за которым строго бдят государство и церковь. (Только что, в 2017 году, российский суд признал "отрицание Христа" уголовным преступлением).
"Самодержавие" все так же означает личную власть правителя, не ограниченную институтами.
"Народность" - противопоставление лубочного послушного "народа" непослушным "чаадаевым" - реформатировалась в популизм, противопоставление условного "уралвагонзавода" "пятой колонне". Но методы остались прежними: использование низменных инстинктов массового сознания, предельно вульгаризованная пропагандистская риторика, опасливое отношение к просвещению.
Точно таким же остается и моральное обоснование реакционности: все жертвы приносятся ради стабильности и во избежание "майдана".
Примечательно, что традиционная российская триада не может заменить ни одну из своих составляющих на какой-то компонент из того, другого набора. Не может быть формулы "Свободомыслие - Самодержавие - Народность" (сразу все начнут кричать, что король голый).
Не может быть формулы "Православие - Демократия - Народность", потому что честные выборы и сменяемость власти немедленно покончат с единомыслием и официозом.
И "Православие - Самодержавие - Братство" тоже не срастается. В государстве, где существует насильственно насаждаемое единомыслие и безраздельно властвует "вертикаль", эмпатии не бывает. Всякое доброе дело разбивается о казенщину, о чиновничье мздоимство, о недоверие к любой неконтролируемой инициативе. Поэтому все, за что ни берется такое государство, выходит бесчеловечным.
Понятно, что долго ультраконсервативная конструкция держаться не способна - потому что тормозит всякое развитие: мысли, общества, образования.
Даже в ХIX веке, когда время двигалось много медленнее, уваровской идеологии хватило всего на двадцать лет, и мы помним, чем это закончилось - Крымской катастрофой".