"В западных фильмах и книгах (тут не только Голливуд, но и множество произведений Англии, Франции и других европейских стран) часто так прямо и артикулируется: если герой, занимающий какой-то ответственный пост, вдруг попадает под огонь критики, и журналисты начинают как-то слишком уж пристально копаться в его подноготной - ему прямо советуют: если ты не можешь этот "рентген" выдержать - уходи в отставку, СРАЗУ ВСЕ ПРЕКРАТИТСЯ.
Почему? А потому что в этом случае сразу вступит в силу как раз "охрана тайны частной жизни частного лица". Частное лицо - защищено законом, чиновник - практически нет. Это идет, на самом деле, еще с римского права. Граждане имеют право знать максимум о лице, занимающем публичный пост в своем государстве, причем чем выше и ответственнее пост - тем больше они имеют право знать и тем свободнее могут о нем высказываться.
И причины этого вполне очевидны: ведь от деятельности ПУБЛИЧНОГО лица зависит многое в жизни простых граждан. Публичное лицо распоряжается ОБЩИМИ (государственными) ресурсами и деньгами - и гражданам жизненно важно быть уверенными в том, что их ресурсы и их деньги находятся в руках НАДЛЕЖАЩЕГО и достойного человека. Потому что цена ошибки велика, и это отразится так или иначе на всех.
Поэтому в некоторых странах публичным лицам просто прямо запрещено - законодательством! - подавать в суд иски "о защите чести и достоинства". То есть там чиновников специально делают беззащитными перед прессой. В каком-то смысле это ущемление их прав, но принято идти на это ради более важной цели: общественного блага и общественного спокойствия.
А что происходит сейчас в РФ? А у нас вот-вот сделают ровно наоборот! Чиновников попросту запретят критиковать и вообще упоминать их в негативном контексте. Понятно, что Россия уже давно превратилась (а может, и всегда была) "страной победившей бюрократии" - но не до такой же степени!
Подобный запрет - это какой-то нонсенс. Власть по сути объявляется непогрешимой и не подлежащей осуждению, во всяком случае - публично (а скоро, может, и до кухонных разговоров дойдут; как в анекдоте сталинских времен - "Ты за что сидишь? - За лень. - Как за лень? - Да мы с соседом выпивали весь вечер, болтали; он сразу побежал доносить, а я решил поспать и утром сходить").
В плане эксперимента, может быть, и интересно, до какой степени азиатского лизоблюдства и чинодральства может дойти незрелое российское общество. Но, с другой стороны, не очень - по не такому уж давнему сталинскому времени мы и так помним, что степень одичания может быть любой, "дна нет".
Лучше бы не экспериментировать. Дна нет".