"Особый драматизм происходящему придает то обстоятельство, что загадку Дональда Трампа придется теперь разгадывать и самому Дональду Трампу. Это ведь разные Трампы, практически не знакомые между собой: шоумен, рвущийся в Белый дом, и законно избранный глава государства. Это разные профессии: массовик-затейник и политик первого ряда. Это абсолютно разные проблемы - те, что приходилось решать вчера, и эти, которые необходимо будет решать завтра".
"Три дня назад, подобно россиянам в далеком 1993 году, современным полякам и венграм, а также британцам, проголосовавшим за "Брекзит", американцы тоже выбирали. Между неправдой и правдой. Неправду всем своим видом олицетворяла Хиллари - лживая, криводушная, с приклеенной улыбочкой, надоевшая, дискредитированная. Правду символизировал Трамп. Прямой, искренний, свежий. Так называемую правду жизни, которая безыскусна как деревенский сортир, но это земная, природная, исконная, демократичная по сути своей, неопровержимая правда. Насчет глупых баб, злокозненных мигрантов, слабого Обамы, сильного Путина, брехливых зажравшихся элит. И чем голосовать за врунов, честнее вымазаться в дерьме, правда же?
Однако теперь все эти дилеммы в прошлом, и хор стареющих белых мужчин разных возрастов и цветов кожи поет ликующую песнь, а победитель слегка растерян. Быть может, впервые в жизни или с того дня, как в первый раз обанкротился. Собственно, им обоим трудно - и Обаме, который сильно запинается, рассказывая журналистам о "великолепном разговоре", и миллиардеру. За полтора часа общения с уходящим президентом грядущий Трамп, кажется, впервые начал постигать, какой воз ему придется тянуть через пару месяцев. И он уже готов чуть ли не ежечасно консультироваться со "слабаком"-демократом, и очень, знаете ли, рассчитывает "на сотрудничество в будущем", и "с нетерпением ждет новых встреч".
Действительно, как ему нынче обойтись без советов и что в принципе делать, чтобы одновременно не расстроить стареющих болельщиков и не свернуть себе шею? Строить китайско-берлинскую стену на границе с Мексикой на деньги Мексики или не строить? А если не дадут - вводить войска в Мехико? Как обещал, не впускать в страну мусульман? Вот прямо ни одного? А в конгрессе что на это скажут? И с Конституцией как быть - отменять, что ли? Отдалять Америку от НАТО или оставить все как было при Обаме и могло бы стать при бабушке? Дружить с Путиным или не дружить? Признавать за ним Крым или не признавать? Сбивать российские самолеты или не сбивать, если они и при нем будут исполнять фигуры пилотажа рядом с американскими самолетами и над эсминцами?
Трамп ветхий, рвущийся в президенты, ответы знал. Строить стену, тормозить исламистов на границе, любить Путина и воевать с Путиным, придавливая кнопку по самое не могу. Трамп новый, вступающий в должность, ответов не знает и глубину своего невежества понемногу уясняет себе только в эти часы.
Не исключено, что отчасти уяснит, и тогда эпоха правления Дональда Трампа будет мало чем отличаться, если не считать невыносимо пошлой риторики, от эпохи Буша, к примеру, младшего. Не исключено также, что он станет быстро учиться азам и более сложным навыкам загадочной своей профессии, и тут могут обнаружиться внезапные черты сходства с Рональдом Рейганом. Тоже, кстати, не самым утонченным и просвещенным из американских президентов, зато великим. Но пока все это в тумане, и начальство в ЦРУ, ФБР и прочих разведывательных и контрразведывательных центрах толком понять не может, кого посвящают в свои секреты. Да и никто этого не в силах понять, начиная с 45-го президента Соединенных Штатов по имени Дональд Трамп".