"Один из основоположников этологии, Конрад Лоренц, писал, что у людей нет естественных механизмов, ограничивающих внутривидовую агрессию. Многие животные сражаются между собой, но до тех пор пока проигравший не займет подчиненную позу. Однако люди дерутся до смерти. Потому что, живя в природе, были лишены естественного оружия в виде рогов или когтей, а значит, и способности нанести серьезный вред. Но потом появились технологии, позволяющие убивать. Результатом стало море крови (по подсчетам археолога Лоуренса Кили, смертность в конфликтах в племенах охотников-собирателей доходила до 15-60% от общей численности мужчин). Потребовались тысячелетия цивилизации, чтобы выработать культурные табу.
После Второй мировой войны американский военный историк Сэмюэл Маршалл написал нашумевшую книгу Men Against Fire: The Problem of Battle Command, в которой утверждал, что менее четверти американских солдат стреляли по противнику, когда имели такую возможность. Это говорит о том, что культурные табу работают, поэтому цель армейской дрессуры и пропаганды - эти табу снять, но как это сделать? И здесь самое интересное: кто были те самые 25%, которые не раздумывая стреляли врагу прямо в лоб? Прирожденные убийцы, бесчувственные психопаты? НАОБОРОТ.
По статистике три четверти кавалеров британского Креста Виктории (высшей военной награды) росли в многодетных семьях, причем сами были старшими и заботились о младших. Под вражеским огнем в них вспыхивал привычный им инстинкт заботы о братьях - только на этот раз о солдатах своего подразделения. И они убивали ради того, чтобы защитить своих. Таким парадоксальным образом самые эффективные убийцы выходят из тех, у кого лучше всего развита эмпатия.
Немудрено, что эффективная военная пропаганда давно перестала апеллировать к тупой агрессии, а целью своей берет именно эмпатию, сострадание, милосердие. Ее послание сводится к тому, что мы должны убивать, дабы защитить наших родных от коммунизма, фашизма, терроризма (нужное подчеркнуть). Поэтому бравурные призывы "можем повторить" - мелкотравчатый идиотизм, который едва ли может кого-то на что-то подвигнуть. А то, что реально работает, - плакаты, с которых женщины и дети с большими глазами пронзительно призывают их от чего-нибудь защитить. Но такую пропаганду и осуждать особенно не принято, ведь защищать, охранять, заботиться - что может быть благороднее, не так ли?"