Давид Френкель / Медиазона / Twitter
"Вот и дождались. Снова по России "срока огромные бредут в этапы длинные". Приговор выездного заседания Приволжского окружного военного суда по так называемому делу "Сети"* (то ли существовавшей, то ли выдуманной следователями, но официально запрещенной экстремистской организации) обречен войти в историю. Не только и не столько из-за чудовищных по размерам сроков (от 18 до 6 лет заключения дали за "мыслепреступление", дали тем, кто никому не причинил никакого вреда), которые суд послушно проштамповал, следуя обвинительному заключению. Не только из-за того, что доказательства вины были получены в результате самооговора под пытками. И не только потому, что обвинение не постеснялось привести в суд не одного, а нескольких своих провокаторов", - пишет шеф-редактор "Ежедневного журнала".

"Этот приговор предельно ясно очертил параметры нового общественного договора, как он выглядит в головах кремлевских начальников. Это, если хотите, нынешний уровень консенсуса между так называемыми либералами и силовиками. Зверский приговор военного суда вполне определенно демонстрирует пределы новой короткой оттепели.

Нанятые Кремлем политтехнологи изо всех сил раскручивают иллюзии о некоей либерализации, рассчитывая на то, что общество клюнет на эту приманку и проголосует за непонятно что меняющие полторы сотни конституционных поправок, среди которых незамеченной проскочит зацепка, позволяющая Владимиру Путину оставаться у власти вечно. Но даже эти намеки на либерализацию страшно раздражают людей из спецслужб.

Их авторитет и благополучие зависят от того, насколько их боятся. От того, насколько самое нелепое обвинение (если не рыли обвиняемые подземный ход в Берлин, то уж точно, как пацаны из "Сети"*, с двумя охотничьими ружьями собирались совершить госпереворот) способно превратиться в сверхжестокий приговор, зависит степень их влиятельности, возможность выколачивать многомиллионную дань из зависимых бизнесменов (вспомним всех этих полковников и генералов, владельцев общаков, у которых из воздуха появились миллиарды в наличных).

Поэтому жизненная необходимость для силовиков заключается в том, чтобы главный начальник демонстрировал полную поддержку. И, как сейчас ясно, им удалось найти идеальную отмычку к путинскому сердцу (ну, или чему-то, что выполняет у него функцию сердца). Они великолепно используют страх главного начальника перед бунтом (он-то прекрасно понимает, что причин для такого бунта более чем достаточно). Ну да, докладывают генералы ФСБ, схватили несколько грезивших о социальной справедливости мальчишек, подсунули им пару гранат, а потом пытали их током, выбивая показания. Ну и что с того, если все с начала до конца это грубая фальшивка. Работаем как можем. Других эфэсбэшников, Владимир Владимирович, у нас для вас нет.

Главное — народ должен трястись от страха перед беспричинным гневом начальства. И главный начальник с этой логикой согласен. О чем путинский толмач Песков торопится сообщить подведомственному населению: "Президент неоднократно разбирался с этой ситуацией, неоднократно поручал тщательно все проверить на предмет соответствия закону". Из этого следует, что жестокий приговор был одобрен на самом верху. Здесь очень показательна динамика превентивной жестокости. Девчонкам из Pussy Riot для острастки, как помним, влепили "двушечку" — для мальчишек из "Сети"* потребовались почти что "двадцаточки".

Теперь, если кто-то думает, что он гарантирован от репрессий, если не участвует в страйкбольных играх и не ведет глупые разговоры о свержении режима, то это — глубокое заблуждение. Тысячи майоров-полковников, не говоря уж о лейтенантах, получили вполне ясный сигнал. Любая бессмыслица будет одобрена начальством, если придать ей вид предотвращения бунта. Если удача улыбнется, можно вертеть дырки на погонах и мундирах. Теперь любой театральный кружок можно будет превратить в экстремистскую организацию. Всего дел-то: пару гранат подбросить да своего стукача внедрить..."



*"Сеть" - группировка, признанная террористической решением Московского окружного военного суда от 17 января 2019 г. Ее деятельность запрещена в РФ.