АГН Москва / Андрей Никеричев
"По Единому дню голосования-2019 — первые впечатления и выводы. Для детального и вдумчивого анализа потребуется время, скажу об очевидном. Мне придется использовать слово "выборы", хотя понятно, что в большинстве мест то, что происходило и до 8 сентября, и в сам этот день выборами назвать трудно. Но "пляски с бубнами" длиннее писать", - отмечает Михаил Ходорковский на своей странице в Facebook.

"В целом, итог выборов — победили не те, кто должны были победить. Особенно это касается Москвы и Санкт-Петербурга. Настоящие кандидаты, люди, которых не стыдно назвать своими политическими представителями, просто не были допущены до выборов. Дмитрий Гудков, Любовь Соболь, Егор Жуков, Илья Яшин, Александр Соловьев, Андрей Пивоваров. Извините, кого не упомянул.

В наиболее важных для власти голосованиях все 16 врио регионов – то есть, кандидаты Кремля – побеждают на губернаторских выборах. 12 из 13 заксобраний (включая Москву, но кроме Хабаровского края, где народ проявил себя и на губернаторских) Кремль тоже смог оставить за ЕР.

Тем не менее, не могу не поздравить тех представителей демократической оппозиции, которые прошли в региональные и муниципальные думы и советы. Это команды московского и псковского отделений партии "Яблоко", а также наши ребята из команды "Объединенные демократы" в Санкт-Петербурге. За Питер рад особенно: одна из самых грязных кампаний, беззаконное и силовое давление — и 144 победивших кандидата на муниципальных выборах!

Не готов поздравлять КПРФ, ЛДПР и СР. На партийном уровне они не являются не то чтобы независимой, а вообще мало-мальской оппозицией. Безусловно, и в этих партиях есть приличные люди. Будем ждать, когда они себя проявят. Хабаровск, в этом смысле, внушает некоторые надежды. Получится проявить — поддержим.

На самом деле, главный итог избирательной кампании этого года — широкое применение политических репрессий в ответ на растущее недовольство общества и, как следствие, его политизацию. Кампания прошла в атмосфере беспрецедентного давления на независимых кандидатов — они задерживались полицией, многие провели длительное время под административным арестом, некоторые столкнулись с уголовным преследованием. В Москве против представителей гражданского общества были развернуты полномасштабные политические репрессии.

И, к сожалению, очевидно, что это только начало. Практика масштабного применения репрессий будет расширяться, если мы решительно и консолидировано не выступим против.

Я обращал на это внимание в ходе избирательной кампании. Обращаю и сейчас. От того, насколько эффективно мы сумеем выступить против политических репрессий, зависит будущее, политические возможности, да и само существование гражданского общества.
 Сейчас необходимо потребовать от избранных нашими голосами депутатов публично и жестко выступить в поддержку прекращения практики политических репрессий, закрытия политических мотивированных уголовных дел и освобождения политических заключенных.

Именно поддержка этих требований, а отнюдь не партийность и определяет настоящую принадлежность к оппозиции. Политические репрессии — это постыдный для XXI века инструмент удержания власти. Поддержка репрессий — это поддержка власти. Это простой и понятный критерий. Если избранный в такой ситуации и атмосфере депутат не использует появившуюся трибуну для выступления против политических репрессий — это депутат от партии власти. В какой бы фракции он не состоял.

Помимо вопроса об отношении к политическим репрессиям перед избранными депутатами Москвы и Санкт-Петербурга будет стоять и еще один важный вопрос. То, в каких условиях проводились выборы в этих городах, не дает возможности признать избранные органы власти Москвы и Санкт-Петербурга легитимными. Нерегистрация и недопуск кандидатов до выборов, вбросы, фальсификации, давление на наблюдателей — все это делает Московскую городскую думу, губернатора Санкт-Петербурга и большинство санкт-петербургских муниципальных советов нелегитимными.

В этой ситуации новые депутаты Мосгордумы и муниципальные депутаты части советов Санкт-Петербурга должны поставить вопрос о признании выборов несостоявшимися и проведении новых. Уже без репрессий и нарушений. Понятно, что такие — настоящие — выборы при нынешней власти в России вряд ли будут возможны. Но требовать их все равно нужно: очевидно, что запас прочности у власти заканчивается.

Я призываю депутатов московского парламента принять заявление МГД по политическим репрессиям. Я призываю депутатов нелегитимно избранных органов власти инициировать самороспуск".