Moscow-Live.ru
"Весьма необычно Д. Песков дважды привлек внимание мировой общественности к полувопросу/полуутверждению ведущего телеканала Fox News Б. О’Рейли о В.Путине: "Путин - убийца?", предлагая тому, во-первых, извиниться, а во-вторых, обещая "вернуться к этому вопросу в 2023 году". Такого внимания к журналистскому слову, произнесенному за пределами России, раньше не наблюдалось", - пишет экономист и бывший советник президента в "Живом журнале".

"Похоже, что претензии Кремля адресованы не столько О’Рейли, сколько Трампу. И вызваны они тем значением слова "убийца", на которое он намекнул в своем ответе.

В отношении к человеку, занимающему государственный пост, слово "убийца" имеет не менее пяти значений.

Во-первых, такого человека могут назвать убийцей в том случае, если его действия или его бездействие, с точки зрения называющих, привели к избыточной смертности людей. Например, проводимая властями ошибочная социально-экономическая политика, за которую, с их точки зрения, в конечном счете отвечает этот государственный деятель. Убийцами называли руководителей российского правительства, чья политика привела к преждевременной гибели миллионов людей.

Во-вторых, такого человека могут назвать убийцей тогда, когда вооруженные силы, полиция, спецслужбы проводят силовую операцию, в ходе которой погибают гражданские лица. Убийцей называют любого государственного руководителя, посылающего войска за рубеж или на подавление восстания на собственной территории, – от М. Тэтчер в Фолклендской войне до М. Горбачева, санкционировавшего применение советских войск в Тбилиси и Баку. Убийцами называли российское руководство из-за "Норд-Оста" и Беслана. После катастрофы МН17 в июле 2014 года трудно было найти европейскую газету, какая не назвала бы Путина убийцей".

"В-третьих, такого человека могут назвать убийцей тогда, когда по его приказу убивают вооруженного противника. Убийцей называют, например, президента Б. Обаму, по приказу которого был убит Усама бин Ладен.

Все эти три значения термина "убийца" по отношению к государственным деятелям характеризуют, так сказать, убийцу от имени государства, государственного убийцу. В современной речи они используются весьма широко, небезосновательно, но за редким исключением без прямых юридических последствий для называемых".

"В-четвертых, государственного деятеля могут назвать убийцей, если он имплицитно указывает или эксплицитно приказывает своим подчиненным "разобраться" со своими политическими, идеологическими, личными невооруженными противниками - журналистами, правозащитниками, адвокатами, политическими оппонентами".

"Наконец, в-пятых, государственного деятеля могут назвать убийцей, если он (она) собственноручно совершит убийство человека.

Эти два последних значения слова "убийца" относятся к осуществлению т. н. обычных убийств. В отличие от государственных убийц обычные убийцы не имеют иммунитета от юридического преследования.

Ни во время разговора с Д. Трампом, ни после него О’Рейли не дал пояснений, какое именно значение слова "убийца" (или комбинацию нескольких) он имел в виду.

Ответ Трампа на вопрос О'Рейли оказался демонстративным - он не только утвердительно покачал головой, не только не стал опровергать полувопрос/полуутверждение собеседника, но и поддержал его весьма неожиданным образом: "Есть много убийц. У нас (в США тоже) есть много убийц". Иными словами, Трамп сразу же согласился с главным утверждением О’Рейли. Не припоминаю, чтобы кто-либо еще из действующих глав государств когда-либо делал такого рода публичные заявления.

В то же время первая реакция Трампа сразу же и показала, в каком смысле нынешний американский президент воспринял прозвучавший термин "убийца". Слова Трампа о множестве убийц у нас (в США) означают, что Трамп имел в виду не государственных деятелей, лидеров, президентов, по приказам которых проводятся военные действия/антитеррористические операции, каких (президентов), по определению, не бывает много. Следовательно, он имел в виду не государственных, а обычных убийц (в четвертом и пятом значениях этого слова), каких у нас много. Иными словами, Трамп не просто согласился с О’Рейли в том, что речь идет об убийце, но и инициативно уточнил, что речь идет об убийце в обычном значении этого слова".

"...возможно, самое главное в этой истории заключается даже не столько в этом беспрецедентном заявлении Трампа, сколько в действиях Пескова. Ведь что он сделал? Он потребовал извинений от О’Рейли и телекомпании Fox News за слово, какое он назвал "недопустимым и оскорбительным".

"Похоже, что проблема заключается не в слове "убийца" как таковом, а в различных значениях этого термина. Когда речь идет об убийствах от имени государства, о т. н. государственных убийствах, то со стороны Кремля это не вызывает каких-либо возражений. Более того, такие убийственные действия восхваляются, как это можно видеть по официальной пропаганде, воспевающей "ликвидации боевиков", "бомбежки террористов", "запуски крылатых ракет из бассейна Каспийского моря" и т. д.

Однако когда Трамп заговорил об убийце, но не о государственном, а об обычном, то это вызвало столь оперативную, столь обиженную и столь повторяющуюся реакцию.
При этом понятно, что об убийце в обычном значении заговорил не О’Рейли, а Трамп. А претензии пока предъявлены только О'Рейли. Видимо, время требовать извинений от Трампа еще не настало".