sakharov-center.ru
"Вчера "Арзамас" выпустил свой курс "Человек против СССР". Получилось символично - в этот день ровно 30 лет назад в Чистопольской тюрьме погиб Анатолий Марченко. Горбачева уже начинали любить на Западе, прозвучало слово "гласность", но сотни, если не тысячи политзеков по-прежнему сидели в советских тюрьмах и психушках", - пишет журналист на своей странице в Facebook.

"Марченко объявил голодовку с безумным требованием: освободить всех политзаключенных, продержал ее 117 дней и умер при невыясненных обстоятельствах через 10 дней после ее прекращения. Его жертва была искупительной. Сахарову удалось сообщить Горбачеву о смерти диссидента и его требованиях - и через месяц началась массовая амнистия политзеков.

Марченко = классический тип Героя. Он был простым рабочим парнем из Сибири, но с обостренным чувством собственного достоинства. В юности случайно оказался свидетелем драки в общаге с чеченцами, суд, не разобравшись, признал его зачинщиком и отправил в тюрьму. С этого момента начинается его битва с Левиафаном, в которой он, как ни странно, победил, правда, ненадолго и ценой собственной жизни.

Годовщина смерти такого человека должна, по идее, сопровождаться массовыми торжествами, ему должны открывать памятники, о нем должны писать в школьных учебниках по новейшей истории. То, что ничего этого нет, говорит о том, что мы по-прежнему живем в государстве гэбистов и вертухаев, взявших реванш после поражения.

Марченко забыт - я специально проверил в "Яндекс.Новостях": за вчерашний день ни одного упоминания. О нем написали только в региональном издании Cogita, да еще Republic сделал о Марченко небольшой ролик.

У Марченко была такая простая мужицкая мечта - построить дом. И гэбисты все время ему не давали его достроить - сажали. Наконец ему это удалось - он-таки построил дом. После этого его снова посадили - уже навсегда. А дом взорвали.

Раз пошла такая пьянка, я опубликую тут еще один фрагмент из моего сценария о диссидентах, посвященный Марченко. О нем у нас почти не знают, а ведь это был Человечище. Тут много букв, но знать и не забывать про таких людей очень важно..."