"Первый "казачий разъезд" (без лошадей, правда) мы обнаружили перед подземным переходом через Тверскую возле мэрии. Надо признаться, вид у этих граждан был странноватый... Единственное, что указывало на принадлежность к славному сословию, - папахи. В остальном же их одежда ничем не отличалась от обычной человеческой - футболки, джинсы, кроссовки. Создавалось впечатление (кстати, вовсе не обязательно - обманчивое), что отдельной группе граждан выдали специальные отличительные знаки. Но возле памятника солнцу русской поэзии орудовали уже патентованные казаки при всех сопутствующих причиндалах.
Действовали они храбро, если не сказать - отчаянно. В определенный момент компактная группа казаков выскакивала из-за спин омоновцев, врезалась в толпу, нанося в разные стороны удары руками, ногами и нагайками, после чего уходила обратно за кордоны полиции. Никогда раньше я не видел ничего подобного. Было очевидно, что данная стратегия заранее срежиссирована, а возможно, и отрепетирована.
Набеги ряженых хулиганов чередовались с вылазками омоновцев, которые, впрочем, действовали по привычной схеме - клином разрезали группы демонстрантов, выхватывали несколько человек и уводили их в автобусы. Правда, в этот день задержания проходили значительно жестче, чем обычно. Никто полиции не сопротивлялся, и не было никакой нужды заламывать людям руки, бить их дубинками и волочить по земле. Но все равно людей били и волочили. Вне всякого сомнения, такая ничем не оправданная жестокость - результат специальной установки. Тут налицо прямое превышение служебных полномочий. А вот применение силы в отношении граждан со стороны добровольных помощников полиции - так называемых "казаков" или тех же "нодовцев" - согласно законам Российской Федерации уголовное преступление, пресечь которое - не просто право, но и долг ответственного гражданина своей страны.
Тут мы вступаем на зыбкую почву актуального правоприменения в любезном отечестве. В данных обстоятельствах любой здравый человек задастся вопросом - а могу ли я попасть под уголовную статью, если брызну из перцового баллончика в лицо напавшему на меня человеку не в полицейской форме? Ответ, разумеется, утвердительный. Да, в сегодняшней России можете! Достаточно обратиться к опыту сидельцев Болотной, которые вообще ни к кому никакого физического насилия не применяли и тем не менее были судимы и получили кто условные, а кто и вполне реальные сроки. Но на что же тогда опираться человеку в выборе своей реакции на те или иные вызовы окружающего мира, если не на действующее законодательство?
Так вот повторю - физическое противостояние хулигану даже с применением в целях самообороны спецсредств, разрешенных законом к использованию обычными гражданами, - естественная, на мой взгляд, реакция человека на нападение. А главное - не противоречащая действующему законодательству! А то, что хулиганы эти выскакивают из-за спин полиции и очевидным образом находятся под ее покровительством, эту ситуацию не корректирует ни в какой степени - они остаются все теми же хулиганами, заслуживающими адекватных ответных действий. (Впрочем, я бы баллончик все равно не рекомендовал использовать внутри массовой акции - десять ментов потом засвидетельствуют, что, несмотря на то, что вы пустили струю в лицо напавшему на вас казаку, они тоже пострадали и практически лишились зрения. И это ваше действие уже будет квалифицироваться как нападение на сотрудника полиции...)
Итак, 5 мая в Москве Владимир Путин продемонстрировал нам и окружающему миру свою целевую аудиторию, социальную группу, на которую собирается опираться в свой очередной президентский срок. Причем культивация этой, так сказать, субкультуры была проведена по весьма нетривиальной технологии. Сначала создавалась горячая точка (например, Донбасс), потом она нашпиговывалась полубандитским отребьем со всех уголков нашей необъятной родины, которое формировалось уже во вполне дееспособную уголовную силу. И силу эту теперь можно использовать вне рамок закона в любой точке России. В том числе - в столице. 5 мая мы все стали свидетелями наглядной демонстрации путинской стратегии по удержанию власти на ближайшие годы. Стоит ли с этим мириться - личный выбор каждого отдельного человека".