Фото: Тихонов Михаил / Moscow-Live.ru
"Так получилось, что всю эту неделю мне пришлось каждый (!) день решать какие-то медицинские вопросы. Помочь с приемом у нужного врача, помочь, чтобы как можно быстрее начали "химию" (трехнедельное ожидание и усиливающиеся боли), помочь с началом лучевой терапии, помочь с ускорением необходимой операции... Тьфу-тьфу, все получилось. Не один час провисел на телефоне, всех, от кого зависело решение вопросов, нашел, договорился, помогли, сделали. Спасибо огромное всем, к кому я обращался. Собственно, все восемь лет, что я в ЗС, мне постоянно приходится этим заниматься - потому что постоянно возникают те или иные просьбы, и я, конечно, всегда стараюсь помочь. Прекрасно понимая при этом, что надо бы систему переделывать - но на это пока сил не хватает, так хоть в конкретных случаях помочь", - пишет депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга на своей странице в Facebook.

"А вчера читал своим студентам лекцию о политических режимах, о демократической и авторитарной модели, о российском опыте последних трех десятилетий - и привел им именно эти медицинские примеры. Как иллюстрацию того, как все работает (точнее, не работает, как нужно) при авторитарном режиме. Том самом, который мы имеем у нас. И никакой это не "гибридный режим" (привет Екатерине Шульман, но в эту ее старую, старую сказку я не верю), а авторитарный. Более того, в нем и тоталитарные черты вполне ясно прослеживаются (примат государства над человеком, репрессии против инакомыслящих, полицейское подавление оппозиции, "органы не ошибаются").

Так вот, одна из особенностей авторитарных режимов (реже отмечаемая, чем остальные) - их принципиально неправовой характер. Командно-административное устройство власти и пресловутая "вертикаль" - это система, в которой работают люди, а не институты. Четкие и ясные правила и законы, обязательные для всех, по которым принимаются решения, и, как часы, работающие институты - это не для авторитарной системы, она принципиально и сознательно выстраивается иначе: чтобы решения принимались "по усмотрению" тех или иных начальствующих лиц. Более того, правовой характер и работающие институты этой системе вредны и противопоказаны, это сразу лишит влияния и немалой части власти многих ее акторов. Важны не законы - а те, кто их применяет и толкует. Важны не правила - а те, кто может сделать из них исключение.

В этой системе нет и не может быть ответственности власти перед обществом - есть только ответственность перед вышестоящим начальством: перед ним надо выглядеть хорошо, а как посмотрит общество - неважно. Потому что сменяемости власти или нет вообще, или она крайне затруднена - и общество никак не может "наказать" власть за плохую работу.

К чему я это? А к тому, что не только власть, но и вся система государственных услуг, оказываемых гражданам за их же деньги (здравоохранение, ЖКХ, образование, социальное обеспечение) в авторитарной системе построена точно так же: без работающих институтов. При работающих институтах нет необходимости неделями дожидаться необходимого лечения, или месяцами - устройства ребенка в школу или детский сад. А при неработающих для того, чтобы решить вопрос, надо достучаться до кого-то, кто может за тебя или приказать, или попросить. Все или почти все работает в "ручном режиме": для того, чтобы "поехало", надо "подтолкнуть". А пока толчка нет - не поедет.

Но такой режим, при неработающих институтах, принципиально не может быть эффективен - он может решить только очень ограниченный круг проблем. Крайний пример абсурда - это когда на "прямых линиях" президента в "ручном режиме" решают вопрос о проведении газа в поселок, где его никогда не было. "Великая энергетическая сверхдержава", однако.

Авторитаризм плох не только тем, что одни и те же люди сидят у власти, не слышат общество и подавляют свободу и демократию. Он плох тем, что очень часто принимаются неэффективные решения. И нет никаких механизмов исправления ошибок. Потому что система обратной связи "общество-власть" разомкнута. И у власти нет никаких стимулов корректировать политику. Студенты, кажется, поняли..."