"Разумеется, цвет кожи или форму носа мы можем видеть непосредственно. Однако когда государству требуется обозначить границы рас или этносов, оно вынуждено принимать некие формальные критерии. И здесь начинается цирк. Например, в разных штатах США времен рабства, а затем сегрегации были разные критерии того, кто является негром. Где-то нужно было иметь одного родителя-негра, а где-то любая часть негритянской крови навсегда выписывала из белой. В общем, можно было превращаться в негра и обратно, просто пересекая границу штата. В Третьем Рейхе по нюрнбергским законам евреем считался тот, среди чьих бабушек и дедушек было трое евреев. Таким образом, можно представить себе ситуацию, когда обладатель "типичной" еврейской внешности по немецким законам евреем бы не являлся, т.к. еврей он только по маме (при этом, кстати, по еврейским галахическим критериям - он еврей), а белокурый ашкеназ с идеальным немецким считался бы евреем. В реальности бывало еще смешнее - на знаменитом плакате в качестве идеального СС-овца изображен Вернер Гольдберг, еврей (по отцу).
Далее, "классовая принадлежность" по сути означает "происхождение". И сменить "происхождение" ничуть не проще, чем этничность. Происхождение - это весь тот спектр культурных и поведенческих паттернов, которые усвоил человек. Из опыта нам известно, что "происхождение" часто у людей "на лбу написано". Цивилизация, конечно, приучает обращать на это меньше внимания (равно как и на цвет кожи), но тем не менее. Потому что это привычки, движения, манера речи и, видимо, в какой-то мере особенности мышления - точно такие же ФИЗИЧЕСКИЕ признаки, от которых сложно избавиться.
Все вышесказанное объясняет, почему на практике геноцид по "расовому" признаку выглядит так же, как и геноцид по "классовому". В обоих случаях речь идет об уничтожении людей, обладающих определенными признаками. В Германии евреи подлежали уничтожению, мишлинги (полуевреи) был ограничены в правах, однако дальше они, вероятно, просто растворились бы в общей "арийской" массе (если бы лавочку не прикрыли досрочно). В СССР людей определенного происхождения уничтожали, их дети были поражены в правах, но дальше - растворялись в общей массе. История потомка дворян, который смог неплохо устроиться в СССР - та же история мишлинга в Третьем Рейхе. Уверен, что если бы Третий Рейх дожил до наших дней, то нашлось бы немало граждан, которые рассказывали бы что-то вроде "да, моих дедушку и бабушку убили в газовой камере, но Третий Рейх дал мне образование и путевку в жизнь!" По аналогии с советским "моих предков расстреляли, зато в СССР я смог выучиться на инженера!" В основе геноцида лежит государственный формализм - чиновники определяют список нежелательных признаков, которые должны быть искоренены вместе с их носителями. Геноцид - это просто апофеоз социальной инженерии.
Поэтому бессмысленно спорить, что хуже, "нацизм" или "сталинизм" (в последнем случае правильнее говорить "коммунизм") - это идентичные явления. Одни стремились создать общество "арийского человека", в котором не будет "евреев", другие - общество "советского человека", где не будет "дворян", "кулаков", "казаков" и пр. И там, и там речь шла о социальной инженерии, подразумевавшей выкорчевывание "неправильного". Утверждение, будто бы "из социальной группы можно было выйти", - просто манипуляция, которая не имеет ничего общего с реальной практикой советского геноцида. В 1948-ом году, когда принималась декларация ООН о предотвращении геноцида, советская сторона настояла на том, чтобы "социальный признак" убрали из определения геноцида, оставив там только этничность и религию. Все это - просто хитрые оправдания преступника".