"Для этого они и устраивались, для этого финансировались меценатами и государствами, для этого в нормальных странах, зачастую, имеется практика свободного и бесплатного входа или, хотя бы, бесплатных дней. Музей, не выполняющий свою основную функцию, становится окосневшим и бессмысленным.
Если посетитель образован настолько, что может комментировать, обсуждать, объяснять предметы искусства и экспонаты, это прекрасно. Это означает, что в учреждении культуры происходит именно то, для чего оно и предназначается - рост культуры масс, как бы кондово и по советски это не звучало. Это требует максимального поощрения, а не наказания.
Если же вы настаиваете, чтобы посетители молча, по струнке, без осмысления и дискуссии переходили от одного экспоната к другому, в перерывах отдавая честь охранникам и смотрительницам - может быть вам надо было строить карьеру в другом ведомстве?
Политика, согласно которой от "учреждения культуры" требуется именно "самоокупаемость" и она является одним из главных критериев вредна и губительна, она искажает саму суть процесса социализации и образования человека. Не для каждой сферы подходит бухгалтерский подход. Кстати, почему-то его зачастую не используют там, где затрагиваются интересы благосостояния или безопасности того же госаппарата.
Стоит также отметить, что цены на билеты, особенно в главных и самых известных музеях наших столиц, уже стали запредельными для многих россиян. В итоге даже по этому критерию музейные учреждения становятся не массовыми, а элитарными. Настойчивые требования "просвещаться" только в присутствии дополнительно оплачиваемых экскурсии или аудиогида отсекают еще немалую часть публики.
К чему тогда причитать и удивляться "падению культурного уровня народа", если государство само оставляет для большинства жителей России только бесплатные и неказистые телевизионные развлечения или скоморошество бесчисленных "Дней варенья"?"