"Уже в сентябре 2014-го в Донецке и Луганске объявили о проведении выборов глав республик и законодательных собраний ДНР и ЛНР. И 2 ноября того же года они были проведены. В дни, предшествовавшие голосованию, Вашингтон, Брюссель и даже генсек ООН выступили с жесткими предупреждениями: это нельзя делать, это вопреки договоренностям, которыми такие выборы не предусматривались. Как не предусматривалось, добавлю, и само существование ДНР и ЛНР. Однако в Донецке, Луганске и Москве от предупреждений отмахнулись, заявив, что действуют не только не вопреки минским соглашением, но и во имя их выполнения. А после того, как в Киеве и западных столицах обнаружилась неготовность такую логику воспринимать и понимать, ее правоту стали аргументировать возобновлением широкомасштабных военных действий.
Они были остановлены инициированным лидерами Германии и Франции "Минском-2", который по замыслу должен был обеспечить жизневоплощение (имплементацию) "Минска-1". Но этот "Минск-2" стал возможен только потому, что на выборы, опрокинувшие "Минск-1", европейские миротворцы ради прекращения войны закрыли глаза. Они искали компромисс, а компромисса между Киевом и Москвой относительно этих выборов быть не могло. Однако камень преткновения, обойденный на бумаге, почти сразу дал о себе знать: предписанное на бумаге обнаружило свою невыполнимость.
А вспоминаю об этом потому, что такие "камни", тактически обойденные в политике, удерживаются в памяти времени, которое может о них напомнить. Писал уже, что через два месяца срок полномочий всех донецких и луганских властей, в обход украинских законов выбранных 2 ноября 2014 года, истекает. После чего эти власти станут незаконными даже по сочиненным в Донецке и Луганске собственным законам. Тем более, что нынешние главы ДНР и ЛНР вообще не избирались – один назначен законодателями вместо убитого Захарченко, а другой – еще в прошлом году вместо изгнанного Плотницкого. Так что надо проводить выборы, а проводить выборы... проводить выборы – значит признать самих себя тем самым камнем преткновения, который имплементацию минских договоренностей исключает. То есть, открыто ими пренебречь, не рассчитывая, что в Берлине и Париже согласятся закрыть на это глаза вторично.
Еще в конце июля в самопровозглашенных республиках слышны были голоса о готовности провести выборы, пренебрегая голосами из-за рубежа. Но уже в августе, еще до убийства Захарченко, стали призывать эти выборы - и глав республик, и законодательных собраний - на год перенести. Правда, кто именно их может и должен перенести, не говорят. И не могут сказать, потому что даже по донецко-луганским законам нет у властей таких полномочий, чтобы продлевать собственные полномочия.
Официальная Москва по этому поводу пока не высказывается. Не исключаю, что и от советов своим донецко-луганским союзникам воздерживается, ибо не знает, что посоветовать. И с партнерами по нормандскому формату встречаться не хочет, ибо с ее версией насчет вины Киева в невыполнении минских договоренностей они не соглашаются, считая виновной Москву, а тут еще и этот вопрос о выборах донбасских вождей и законодателей либо продлении их полномочий добавляется. Вопрос, в отношении которого любая московская позиция не может восприниматься с этими договоренностями совместимой.
Поэтому основная ставка Кремля – на благоприятный для него исход украинских выборов 2019 года. Поэтому же склоняюсь к тому, что выборы глав и законодателей ДНР и ЛНР под тем или иным предлогом все же отложат, дабы избежать обвинений в обрушении "Минска-2" подобно тому, как обрушен был такими выборами "Минск-1". А в ожидании смены власти в Киеве будет использование любых поводов или их создание для акцентирования недоговороспособности Украины и бессмысленности любых переговоров о донбасском мирном урегулировании.
Именно в этом духе высказались все без исключения кремлевские и мидовские спикеры после убийства Захарченко, а глава МИДа Лавров заявил, что до расследования убийства планировавшаяся ранее встреча в нормандском формате невозможна. В Европе такое обоснование не сочли основательным, но у России представления об основательности иные. В ней заранее убеждены, что расследователи сочтут виновной в гибели Захарченко киевскую власть, что, в свою очередь, станет дополнительным веским аргументом в пользу неприемлемости переговоров с ней в нормандской четверке.
Такая вот ситуация к очередной годовщине минских соглашений".