"Этим январским обещанием он подписал приговор не только своему правительству - одному из самых долгоживущих в новейшей политической истории Италии - но и той самой конституционной реформе, которой пытался таким экстравагантным способом помочь.
До 12 января 2016 года референдум касался исключительно изменений в политической системе Италии. Перемен, которые назрели уже очень давно, о необходимости которых много лет твердят и левые, и правые итальянские политики".
"Но как только глава правительства пригрозил отставкой, центральная тема референдума тотчас же изменилась. Первыми это осознали те самые политики, которые еще накануне очень убедительно рассказывали избирателям о своей приверженности долгожданной конституционной реформе, и с обещаниями ее поддержки шли на выборы. После исторического заявления премьера они тотчас же призвали своих сторонников голосовать против перемен".
"А повод для переосмысления сути предстоящего референдума подкинул своим врагам сам премьер-министр. Он первым предложил рассматривать голосование по конституционной реформе как вотум доверия лично ему, его партии и кабинету. То есть призвал избирателей 4 декабря высказаться не о Конституции, а о наболевшем: о том, например, нравятся ли им нелегальная иммиграция, экономический кризис, рост цен, ставки налогов и то, как они расходуются... За что боролся - на то и напоролся".
"Сегодня утром, с началом рабочего дня, правительство Италии в полном составе подаст в отставку. Что случится дальше - не знает примерно никто.
Вариантов, в сущности, масса, и все они довольно плохо просчитываемы на перспективу хотя бы в полгода".
"Стоит сказать и о том, чего по результатам прошедшего референдума совершенно точно не стоит ожидать ни сегодня, ни в 2017 году:
- решения о выходе Италии из Евросоюза
- решения об отказе Италии от единой европейской валюты
- решения о выходе из состава Италии отдельных ее частей, будь то Ломбардия, Венето, Тоскана, Лигурия или любая другая область
- прихода к власти Маттео Сальвини (это такой миланский аналог австрийца Хофера) и его "Северной Лиги"
- самостоятельного выхода Италии из режима евросоюзных санкций
- официального признания Крыма российским со стороны уполномоченных на такие заявления должностных лиц и структур Итальянской Республики.
И это - не прогноз, а констатация фактов, очевидных любому, кто следит за происходящим в Италии не по советским газетам".