"Неожиданно проснулся депутат Сергей Шаргунов, известный русский писатель, и попытался объяснить мне, что я ничего не смыслю в юриспруденции и в законотворчестве, а "нужно хотя бы уголовку перенести в административку", и жизнь сразу наладится. Поэтому как в том анекдоте про лису: "не хочется, но детям обещал".
Сергей, ваш законопроект я прочитал потому, что он действительно затрагивает очень важные вопросы применения статьи 282. А не потому, что мне так интересны вы или ваш коллега г-н Журавлев. Я на депутатов в своей жизни насмотрелся, в отдельном изучении жизни и деятельности депутатов Госдумы ФС РФ под микроскопом я нимало не нуждаюсь. Свою репутацию вы сформировали сами, я не могу ее ни испортить, ни исправить. Поздно.
Так что речь вовсе о не о вас, расслабьтесь. И не о ваших пиар-акциях. Речь идет о том, что ваши усилия по раскрутке самих себя могут отправить за решетку тысячи людей. А это - в отличие от вашей депутатской деятельности - более чем серьезно.
Вы действительно предлагаете дополнить КоАП РФ новой статьей 20.3.1, которая будет называться "Пропаганда ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства". Выглядит неплохо.
Согласно диспозиции (это специальный термин такой - юристы еще в Древнем Риме придумали) проектируемой вами нормы, ответственность будет наступать за "действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по перечисленным в статье признакам, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния". Тоже пока вроде бы все неплохо.
Теперь следуем вашему совету читать тексты первоисточника и без труда (причем второй раз уже) обнаруживаем оговорку - "если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния". Бинго!
Внимание вопрос: так при каких условиях возбуждение ненависти и вражды и унижение достоинства не содержат уголовно наказуемого деяния? Ответ на этот вопрос мы поищем в предлагаемой вами, Сергей, редакции статьи 282 УК. И мы увидим, что эта норма в измененном виде почти дословно повторяет норму КоАП: все те же действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по перечисленным в статье признакам, только без указаний на публичность и использование СМИ и сети Интернет, но совершенные с применением насилия или с угрозой его применения и (или) лицом с использованием своего служебного положения либо организованной группой.
Если перевести это специально для вас, то смотрите, что получается. Если, не дай бог, ваш законопроект примут (не уверен, что вы на это рассчитываете, но вашей пиар-активностью может воспользоваться кто-то другой, более серьезный и мощный), то распространение любых текстов (как с использованием сети Интернет, так и без использования), в которых правоохранители увидят угрозы совершения насильственных действий, например в отношении представителей власти (в вашей статье остается пресловутая "социальная группа", к которой правоприменительная практика относит чиновников, депутатов, правоохранителей и так далее), а равно любых других текстов, если при их распространении используется служебное положение (например главного редактора, например "Эха Москвы") не только остается уголовно-наказуемым, но и повлечет более строгую ответственность, чем раньше.
Так понятнее стало? Хотя не вполне убежден, что вы стремитесь к пониманию. Законы самопрезентации несколько отличаются от принципов юриспруденции. Главное, чтобы ваших друзей и близких из-за ваших усилий не начали сажать. Вот тогда точно поймете. Но для многих будет уже поздно. Боюсь, для вас тоже".