Согласно нормам международного права, захват заложников квалифицируется как военное преступление и преступление против человечества.
Причем, независимо от того, какие цели преследуют захватчики. Эти положения, появившиеся после Нюрнбергского процесса, соблюдают все страны мира. Но их игнорируют организации, которые способом достижения своих целей избрали терроризм.
Заложниками при этом именуются лица, захваченные силой и удерживаемые в обмен на выкуп или политические уступки одним человеком или группой лиц в мирное время. Захват заложников запрещен Международной конвенцией против захвата заложников (1979 года).
Взятие заложников имеет место при наличии комбинации следующих признаков:
- захват и удерживание лица без законных на то оснований;
- принуждение (явное или неявное)третьей стороны к тому,чтобы она что либо сделала или не сделала,- в качестве условия освобождения заложника,сохранения его жизни и физической безопасности
Отдельную категорию составляют военные заложники. Захват заложников и похищение признаны компетентными международными органами грубыми нарушениями прав человека, подвергающими заложников лишениям, трудностям, страданиям, угрозе жизни и здоровью.
Захват заложников нарушает ряд принципов, определенных во Всеобщей декларации прав человека: право на жизнь, свободу и неприкосновенность личности, свобода от пыток и унижающего достоинство обращения, свобода передвижения и защита от незаконного задержания.
В правовой литературе заложниками обычно называются лица, захваченные силой и удерживаемые в обмен на выкуп или политические уступки одним человеком или группой лиц в мирное время. Военные заложники составляют отдельную категорию.
Захват заложников и похищение признаны компетентными международными органами грубыми нарушениями прав человека, подвергающими заложников лишениям, трудностям, страданиям, угрозе жизни и здоровью.
Кроме того, захват заложников нарушает ряд принципов, определенных во Всеобщей декларации прав человека: право на жизнь, свободу и неприкосновенность личности, свобода от пыток и унижающего достоинство обращения, свобода передвижения и защита от незаконного задержания.
Захват или удержание лица в качестве заложника должны осуществляться непременн в целях понужде-ния государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника.
Захват заложников запрещен Международной конвенцией против захвата заложников (1979 года). Вот некоторые выдержки из этой конвенции:
Статья 1
1) Любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжать удерживать другое лицо (здесь и далее именуемое как "заложник") для того, чтобы заставить третью сторону, а именно: государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц - совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве прямого или косвенного условия для освобождения заложника, совершает преступление захвата заложников по смыслу настоящей Конвенции.
Статья 3
1. Государство-участник, на территории которого удерживается захваченный преступ-ником заложник, принимает все меры, которые оно считает целесообразным для облегче-ния положения заложника, в частности обеспечения его освобождения и содействия, в со-ответствующем случае, его отъезду после освобождения.
Статья 4
Государства-участники сотрудничают в предотвращении преступлений, указанных в статье 1, в частности путем:
а) принятия всех практически осуществимых мер по предотвращению подготовки в пределах их соответствующих территорий к совершению этих преступлений в пределах или вне пределов их территорий, включая принятие мер для запрещения на их территории незаконной деятельности лиц, групп и организаций, которые поощряют, подстрекают, организуют или участвуют в совершении актов захвата заложников;
Ь) обмена информацией о координации принятия административных и других соот-ветствующих мер для предотвращения совершения таких преступлений.
Историческая справка
Захват заложников - оружие слаборазвитых народов. То, что его подхватили в XX веке отринувшие мораль террористы всех мастей, ничего не меняет. Исторические корни заложничества давно и подробно описаны наукой.
Историки отмечают, что вскоре после распада племени на "большие семьи", то есть роды, возникают три устойчивых социальных института - заложничество, кровная месть и близкородственное замужество (чтобы избежать увода из рода собственности в виде приданого или наследуемого имущества). Такой брак охраняет имущество рода. Кровная месть поддерживает баланс отношений между близкими родами и семьями - это прообраз первых, еще неписаных законов человечества. Заложничество регулирует отношения рода с дальними соседями, чужаками.
Три этих явления обязательны для любого народа. Исключений мировая история не знает. Человек впервые становится ценностью для другого человека при родовом строе. И сородичи отдают его жизнь врагу или союзнику как драгоценный залог своей верности договору. При заключении союзов отдавали друг другу детей, реже сестер и братьев. В войне их захватывали у врага для обеспечения мирного договора. Античные авторы описывали процедуру обмена заложниками у кельтов и германцев, затем у славян.
Вместе с кровной местью обычай захвата заложников исчезает после распада родового строя. Первая заменяется денежным штрафом, второй уступает писаному договору. В классовом обществе свои законы, и сородич уже не кажется обществу столь ценным предметом. Уже римляне писали о заложничестве с недоумением и насмешкой.
Но веками рядом с цивилизацией, родившей понятия этики и принципы гуманизма, живут народы, фактически существующие при родовом строе. И постоянно в политической практике одиозных режимов появляются заложники как взятый напрокат рудимент истории. При этом используется не родственное чувство, а отрицание цивилизованным сознанием убийства невинных. В массовом порядке захват заложников возродили большевики в Гражданскую войну, а затем нацисты.
С развитием гуманистических начал цивилизации принцип бесценности человеческой жизни с конца XIX века все чаще используется терроризмом. Этот принцип лег в основу теории индивидуального террора: общество готово идти на большие жертвы, чтобы не допустить убийства невинных граждан.
Многие народы мира благополучно дожили до сегодняшней эпохи, сохранив основы родового строя. В том числе кровную месть и спокойное отношение к захвату заложников как к политическому инструменту. Говорить об этом не принято, но определяющую роль родов, например, на Кавказе или в арабских странах не оспаривает никто. Здесь родовые традиции явили собой такую гремучую смесь, какую не видала ни Корсика, ни Сицилия.