Членов движения "Наши" часто сравнивают с гитлеровскими "штурмовиками" или итальянскими "чернорубашечниками" Муссолини. Эксперты считают "Наших" прообразом уличной политической силы консервативно-охранительной направленности, которая в определенный момент может выйти из-под плотного контроля кремлевских чиновников и превратиться в "чудовище Франкенштейна".
Однако утверждение, что всякое новое - это хорошо забытое старое в отношении организации "Наши" справедливо только отчасти. Большая часть молодых людей в фирменных майках напоминают скорее комсомольцев эпохи Брежнева с их любовью к многословной риторике и сбору членских взносов.
В отличие от этих "вегетарианских" молодежных организаций "штурмовики" и "чернорубашечники" перед тем, как заняться уличной политикой, прошли кровавую бойню Первой мировой войны. Вернувшиеся с фронта вчерашние солдаты не могли найти работу и прокормить себя и свои семьи; промышленные предприятия, обслуживающие военные заказы, остановились. На этом депрессивном фоне лидеры фашистов и пообещали им построить новое государство, в котором не будет бедных.
Но сначала штурмовики и чернорубашечники отшлифовали свои военные навыки, пригодившиеся потом в уличных стычках, в пивных и прочих местах массового отдыха для народа, защищая эти места и их владельцев от конкурирующих банд.
Возможности "Наших" гораздо скромнее - устроить обструкцию неугодному кандидату. Организованно покататься на автобусе в день голосования и на разных избирательных участках продемонстрировать правильный выбор.
Они больше напоминают отряды молодых рекрутов, сформированные в Китае в 1966 г. в период так называемой "культурной революции". "Красная гвардия председателя Мао", или хунвейбины - так называли себя эти школьники и студенты. Мао Цзэдун призвал их бороться с "людьми, находящимися у власти и идущими по капиталистическому пути". Таковых оказалось много: от соперников председателя в высшем руководстве Компартии Китая до широких кругов руководителей и профессуры вузов и школьных учителей.
Руками хунвейбинов осуществлялись кадровые чистки. Формой борьбы стали массовые "митинги критики", на которых они издевались над своими жертвами, избивали их. Отряды хунвейбинов действовали практически во всех государственных учреждениях, научных и учебных организациях. Хунвейбины выполнили возложенную на них миссию и были распущены в 1969 году.
Позднее, после смерти Мао Цзэдуна многие главари группировок хунвейбинов были преданы суду за совершенные ими преступления. Молодежь, участвовавшую в этом движении и в результате недоучившуюся, ныне в Китае называют "потерянным поколением".
Смысловая параллель между китайскими и "Нашими" и серьезна и комична одновременно. Как китайские отряды, отряды "Наших" организованы властью. Но в отличие от коммунистического Китая, "Наши" возглавляются "промежуточной и приспособленческой" бюрократией, против которой использовал своих боевиков Мао.
Хунвейбины Мао били оппонентов за "буржуазность". "Наши" поддерживают любые реформы Кремля, а российские олигархи пополняют их бюджет через "Фонд поддержки молодежных инициатив президента РФ". Членство в организации предусматривает протекцию при трудоустройстве, деньги на карманные расходы за явку на мероприятия организации, и также приятные мелочи жизни в виде форменной одежды и бесплатной сотовой связи.