Половина населения Украины, - а это украиноязычная Галичина, и консолидированнst с нею Центральная и даже Северная Украина - образовали фактически новую украинскую политическую нацию: людей, разговаривающих по-украински, голосующих за политиков, ориентированных на европу.
На Востоке страны сохраняется многомиллионная русскоязычная Украина, живущая в русском культурном пространстве и тяготеющая к России: Одесса, Харьков, Луганск, Донбасс.
На Юге в наиболее развитых Криворожской и Николаевской областях, в Крыму настроения пока ровные, окончательного решения здесь не приняли.
Пойдут ли восточные области на конфронтацию с Киевом, насколько сильны будут голоса "автономистов", вступающих за фактическую самостоятельность восточных регионов? Распад Украины сегодня становится вероятен как никогда за всю историю ее существования как независимого государства. Возможно создание независимого государства на Западной Украине и дрейф ее восточной части в сторону России.
До сих пор в Европе есть только один пример мирного развода единого государства.
1 января 1993 прекратила свое существование Чехословацкая республика, а народы Чехии и Словакии избрали путь самостоятельного развития. Это был пример мирного разделения государства без кровопролития, межнациональных конфликтов и международной напряженности.
Споры о том, какой быть новой Чехословакии после падения коммунистического режима, начались почти сразу же после "бархатной революции" 1989 года. Переговоры между Прагой и Братиславой о новом государственном устройстве тянулись более двух лет и завершились полным провалом. В Словакии существовало мнение, что республика должна освободиться от административной и экономической зависимости от чехов, которые занимали почти все ключевые посты в стране. Чешская сторона считала, что Чехословакия должна быть или унитарным государством, или на е месте возникнут две самостоятельные республики.
Последней каплей стало принятие словацким парламентом Декларации о государственном суверенитете, хотя реально общество было как минимум разделено по отношению к будущему страны. Одни заявляли, что Словакия должна обрести суверенитет, другие требовали сохранения общего государства чехов и словаков на федеративном принципе. Еще в 91-м году 77% словаков было за общее государство. Однако именно несогласие как одной, так и другой стороны с ограничениями своих компетенций способствовало окончательному разделению Чехословакии.
Летом 92-го года Вацлав Гавел попытался последний раз стать президентом Чехословакии, но словацкие депутаты в федеральном собрании забаллотировали его кандидатуру. После чего стало ясно, что Словакия хочет идти своим путем. Чехи, естественно, не сочли нужным силой удерживать Словакию в составе федеративного государства.
Принятый федеральным парламентом в ноябре 1992 года закон о ликвидации Чешской и Словацкой Федеративной Республики (ЧСФР) окончательно похоронил общее государство.
В октябре федеральное собрание передало большую часть государственных полномочий республикам. 25 ноября 1992 федеральное собрание ЧСФР с перевесом в три голоса приняло Закон о прекращении существования чехословацкой федерации. В полночь 31 декабря 1992 ЧСФР прекратила свое существование, а ее государствами-преемниками с 1 января 1993 стали Чешская Республика (ЧР) и Словацкая Республика (СР).
Однако сам процесс разделения страны прошел в парламенте, а не на референдуме. Однако ни одна из сторон спустя 12 лет не жалеет о произошедшем. Одним из главных достоинств разделения Чехословакии на Чехию и Словакию они называют "мирный и бесконфликтный развод" в отличие от Югославии.
Сейчас и Прага, и Братислава активно интегрируются в Европу. Чехия и Словакия являются членами НАТО и Европейского Союза. Сегодня отношения между двумя странами можно определить как отношения двух близких, но все же иностранных государств.