В новейшей истории России при Путине правосудию пришлось столкнуться с немалым количеством дел, в которых фигурировали известные политики и бизнесмены. В коррупционные скандалы были вовлечены парламентарии и члены правительства, но не все эти дела доходили даже до зала суда. Часть дел была закрыта по политическим мотивам. Но и приговоры, вынесенные по самым громким из них, свидетельствуют об избирательном правосудии для тех, кто в разное время был приближен к власти.
Самым ранним и самым громким из подобных дел было дело фирмы "Мабетекс", к которому оказался причастен Павел Бородин, бывший начальник Владимира Путина по Управлению делами президента. Бородин обвинялся в сокрытии в офшорах 60 миллионов долларов.
Бородин объявлен в розыск прокуратурой Швейцарии по так называемому "делу "Мабетекса" или, как его стали называть позже, "делу Бородина". Mabetex - это швейцарская строительная компания. Расследование злоупотреблений, связанных с этой компанией, было начато в октябре 1998 года бывшим генеральным прокурором России Юрием Скуратовым. Следствие утверждало, что Mabetex выплатил миллионы долларов представителям российского правительства в качестве взяток за выгодные контракты, в частности, за контракт на реставрацию Кремля.
По мнению швейцарской прокуратуры, платежи осуществлялись через счета в оффшорных компаниях, принадлежащих Бородину. Газета "Файнэншл таймз" писала, со ссылкой на швейцарскую прокуратуру, что через счета Бородина прошло 60 миллионов долларов.
В России в рамках этого дела изучались сведения о возможных злоупотреблениях чиновников в ходе реставрации Кремля и ряда других важных объектов. "Дело Бородина" сменило несколько следователей, пока наконец, следователь Генпрокуратуры Руслан Тамаев не прекратил его "за отсутствием состава преступления". Прокурор Женевы Бернар Бертосса, прекращая дело Павла Бородина, наложил на него штраф в размере 175 тысяч долларов.
К "делу Бородина" оказался причастен и действующий генпрокурор Устинов. В 2000 году телекомпания НТВ показала сюжет о том, что Устинов получил от фигуранта уголовного дела Mabetex Павла Бородина через Управление делами президента квартиру стоимостью более 400 тысяч долларов. Налоги за эту квартиру прокурором не были уплачены. Журналисты утверждали, что согласно закону, Генпрокуратура не входит в список организаций, которых Управление делами президента обеспечивает жильем. И даже в случае, если это правило нарушается, квартиры предоставляются не в собственность, а как служебное жилье.
Фигурантом нескольких громких дел был Андрей Вавилов, бывший замминистра финансов, сенатор от Пензенской области, в 1992 году пришел на пост замминистра финансов с должности скромного научного сотрудника, а в 1997 году, покинув министерство, сразу стал одним из крупных предпринимателей, "обладателем состояния, измеряемого сотнями миллионов долларов", как утверждает следователь УВД Центрального округа Федор Соболев, расследовавший уголовное дело, в котором фигурировал Вавилов, и отстраненный от расследования.
В 2000 году на Андрея Вавилова было заведено уголовное дело. Генпрокуратура обвиняла его в превышении служебных полномочий в его бытность замминистра финансов. По утверждению следователей, по вине Вавилова государство потеряло около 450 миллионов долларов. Это было связано с поставками в середине 90-х годов российского газа на Украину в обмен на материально-технические ресурсы для нужд Министерства обороны.
Затем Вавилов привлекался к суду уже в качестве свидетеля по делу бывшего финансиста Минобороны генерала Георгия Олейника, обвиняемого в превышении должностных полномочий и нанесении ущерба государству более чем на 327 миллионов долларов.
Обвиняли Вавилова и в причастности к махинациям с акциями госкомпании "Зарубежнефть", руководители которой считали, что Вавилов "увел" из компании сто миллионов долларов, оказавшихся на счетах его собственной компании "Северная нефть". История о том, как компания "Северная нефть" и выиграла лицензию на разработку нефтегазового месторождения Вал Гамбурцева сопровождалась множеством скандалами. Нефтяная компания Вавилова конкурс выиграла при поддержке бывшего губернатора Ямало-Ненецкого округа Бутова, хотя денег государству она только $7 млн против $100 конкурентов. На сегодняшний день Вавилов проходит свидетелем как минимум по четырем уголовным делам.
Андрей Вавилов пытался обзавестись депутатским мандатом дважды: в 1998 году он проиграл выборы в Госдуму на Алтае, а в 1999 году - в Ненецком автономном округе. Удалась ему только третья попытка - в Пензе. Андрей Вавилов был представлен сенаторам как глава совета директоров "Северной нефти" и директор Института финансовых исследований.
Константин Титов, губернатор Самарской области, после того, как в 2005 году вступил в силу закон о новом порядке выборов губернаторов - утверждением внесенной президентом кандидатуры, обратился к президенту с просьбой оказать ему доверие, и президент сделал выбор в его пользу.
По версии правоохранительных органов, губернатор был замешан в нецелевом использовании бюджетных средств. Прокуратура Самары по материалам УБЭП МВД России возбудила уголовное дело в отношении губернатора, обвинив его в "злоупотреблении должностными полномочиями": правительство области в 2001-2003 годах выделило кредит в 300 млн. рублей ОАО "Самарский губернский торговый дом", созданному по инициативе областной администрации. Компания же потратила деньги на импорт продовольствия, но из всего объема поставок в Самарской области был реализован только один процент, остальное продавалось в Москве и Рязани.
Генпрокуратура утверждает, что в Самарской области возбуждено 30 уголовных дел, связанных с хищениями бюджетных средств, пояснив, что следователи "усмотрели" в действиях Константина Титова "злоупотребление служебным положением".
Однако Титов всегда был лояльным Кремлю губернатором, его управляемость из Кремля даже вызвала раскол в Социал-демократической партии России, одним из лидеров которой он был вместе с Михаилом Горбачевым.
Бывший министр юстиции Валентин Ковалев был судим за соучастие в хищении более одного миллиарда рублей из созданного им фонда "Общественной защиты гражданских прав", а также получении взяток в крупных размерах и хранении оружия без надлежащих документов. Московский государственный суд сегодня признал его виновными и приговорил Ковалева к 9 годам лишения свободы и конфискации имущества незаконно нажитого имущества: двух земельных участковв Подмосковье и двух квартиры в Москве, а также 40 тыс. долларов взятки, полученной Ковалевым. Приговор суд вынес по обвинению в неоднократном хищении имущества в крупном размере (статья 160 УК РФ) и получении взяток (статья 290 УК РФ), но заменил отбывание наказания в колонии условным сроком из-за "возраста и состояния здоровья" Ковалева.
Последним свои проблемы с правосудием решил бывший владелец Красноярского алюминиевого завода, а теперь депутат Законодательного собрания Красноярского края Анатолий Быков. С него по решению краевого суда снята судимость.
Летом 2002 года за причастность в приготовлении покушения на предпринимателя Вилора Струганова Быков был приговорен к 6,5 годам лишения свободы условно. Он был признан виновным в организации покушения на убийство своего бывшего компаньона. Основанием для пересмотра приговора стала законодательная норма, разрешающая снимать судимость, если в течение первой трети установленного срока наказания осужденный не допускал каких-либо нарушений.
С 1992 году Быков боролся с братьями Черными за контроль над КрАЗом, используя методы. Которые дали повод причислить его к местному криминальному миру. В 1997 году Быков установил контроль над КрАЗом, возглавил его совет директоров, стал депутатом законодательного собрания.
Историей возвышения Быкова занималась генпрокуратура, бригаду следователей возглавлял нынешний заместитель Устинова генерал Колесников.
В 2000 году Быкову предъявили обвинения в умышленном убийстве и легализации средств, полученных незаконным путем. Но как только Быков заявил, что намерен продать пакет своих акций в КрАЗе, а группа "Русский алюминий" (Р. Абрамовича и О. Дерипаски) объявила, что станет приобретателем этого пакета, красноярский магнат был неожиданно освобожден из-под стражи под поручительство депутатов местного Закса.
В октябре того же года Быков вновь оказался за решеткой по новому обвинению - в покушении на Струганова (инсценированное прокуратурой).
Всего в ходе следствия Быкову были предъявлены обвинения в причастности к трем убийствам. По двум он был признан виновным, однако по одному сразу амнистирован по случаю 55-летия Победы. По второму Быков получил условный срок и вышел на свободу, но уже не являлся собственником КрАЗа.