Cкоропостижная смерть многолетнего вождя (сердара) туркмен Сапармурада Ниязова оставила страну фактически без власти
НТВ
Cкоропостижная смерть многолетнего вождя (сердара) туркмен Сапармурада Ниязова оставила страну фактически без власти. Система управления государством, созданная Сапармуратом Туркменбаши, фактически была ориентирована на одного человека – на него самого.

Ни один из институтов, кроме президентской власти, в Туркменистане ничего не значит. Более того, у Ниязова не было ни своего клана (он сирота), ни команды – вождь при жизни тасовал вокруг себя людей, как карточную колоду.

Туркменский чиновный аппарат все годы при Туркменбаши жил в страхе и ожидании отставки и репрессий. В среднем министр на своем месте сидел не дольше полугода, потом отправлялся в пустыню на народные стройки или в тюрьму. Но Ниязов не оставил преемника, - и борьба за власть в Туркмении не имеет очевидного исхода.

Часть наблюдателей считают, что президентские выборы пройдут под полным контролем туркменских силовиков. На роль отца всех туркменов претендуют сразу несколько человек. Во-первых, это 39-летний сын Ниязова Мурад, "питерский юрист" по образованию. Несколько лет назад отец поручил ему управлять главной доходной отраслью страны - нефтегазовой. Ниязов-младший постоянно живет в Вене.

Другим возможным преемником является начальник личной охраны Туркменбаши Акмурад Реджепов. Он дольше остальных смог продержаться у трона Ниязова и считался его "серым кардиналом". Сын Бориса Шихмурадова видного туркменского оппозиционера, брошенного Ниязовым в тюрьму, - Мурад считает, что под командованием Реджепова «целая армия, которая охраняла не только Туркменбаши, но и основные государственные объекты, сопровождала президента во всех его поездках. Более того, генералу Реджепову удалось расставить своих людей на ключевые посты во все силовые структуры. Минобороны и МВД сейчас возглавляют не кадровые военные и милиционеры, а бывшие сотрудники личной охраны Ниязова".

Другие знатоки туркменских политических нравов признают, что Акмурад Реджепов - самый влиятельный из силовиков, однако его служба охраны и по количеству штыков, и по влиятельности в регионах, намного уступает и министерству национальной безопасности, и министерству внутренних дел, не говоря уже об армии.

Однако возможен и "синтетический вариант" по образцу сирийского или азербайджанского: по договоренности внутри правящей элиты место преемника занимает ближайший родственник - Мурат Ниязов. А его кандидатуру поддерживает Акмурат Реджепов, - с выгодой для себя: сын Ниязова не имеет поддержки внутри Туркменистана и будет полностью зависеть от своего покровителя и возможностей его организации.

Кто бы ни заменил Ниязова, он должен будет в первую очередь взять под контроль газовый экспорт – основной источник доходов страны (а по слухам – в основном лично Ниязова).

Смерть сердара может привести к проблемам: согласно подписанным в январе 2006 года соглашениям Газпромэкспорта, Нафтогаза Украины и Rosukrenergo поставки газа на Украину идут из Туркмении, Узбекистана и Казахстана. В этом году Газпромэкспорт и Нафтогаз Украины должны купить в Туркмении 41 млрд. кубометров газа. Срыв этих поставок приведет к проблемам и для Газпрома, и для его клиентов.

При этом не факт, что человек, который получит власть, будет сильно отличаться от Сапармурата Ниязова, потому что он наверняка понимает, что в условиях Туркмении власть можно поддерживать только на репрессивных мерах, как это делал Ниязов. Если он этого делать не будет, то тогда его управление может оказаться кратковременным.