В конце XVIII века с ней начинает конкурировать торжественная песня композитора Дмитрия Бортнянского "Славься", и такое двойственное положение сохраняется до времен Николая I.
В ходе своеобразного конкурса на лучший гимн, например, Михаил Глинка, который был директором Придворной императорской певческой капеллы, т.е. главным официальным музыкантом России, предлагал два варианта. Сначала он предлагал, чтобы государственным гимном России был заключительный хор из его оперы "Жизнь за царя", некоторое время называвшейся "Иван Сусанин" (теперь она опять "Жизнь за царя") - хор "Славься". Второй вариант - "Патриотическая песня" на стихи Жуковского. Оба варианта не понравились Николаю I. За образец взяли английский гимн, и в 1834 г. был утвержден вариант Алексея Львова - калька с британской державной мелодии.
Данный гимн просуществовал до Февральской революции 1917 года. Тогда в качестве гимна использовали мелодию "Марсельезы", главной песни Великой французской революции и гимна Франции. Впрочем, слова были другие - не перевод, но не менее революционные: "Отречемся от старого мира".
Эта песня оставалась российским гимном и в первые месяцы советской власти. На смену ей пришел "Интернационал", использовавшийся в качестве гимна РСФСР и СССР до 1 января 1944 года, когда прозвучал гимн Александрова на стихи Михалкова и Эль-Регистана, мелодия которого появилась еще в 1936 году как "Гимн партии большевиков". В 1944 году был написан новый вариант слов и, по утверждению музыковедов, в двух местах подправлена мелодия.
После XX съезда КПСС текст, содержащий несколько упоминаний Сталина, отошел на задний план, остроумцы даже называли гимн "песней без слов". Очередной, поправленный теми же авторами вариант слов, утвердился в 1977 году после принятия новой Конституции СССР.
В 1991 году, спустя почти 200 лет, мелодия Глинки все-таки стала гимном новой демократической России. 11 декабря 1993 года указом президента Ельцина было утверждено Положение о Государственном гимне РФ, на основании которого государственным гимном является мелодия, созданная на основе "Патриотической песни".
В то же время коммунисты периодически предпринимали попытки восстановить советские символы, однако им тоже не хватало голосов (для принятия конституционного закона их необходимо не менее 300).
Весной 1999 года, когда сторонники советской символики догадались разделить документ на три отдельных, им удалось принять в первом чтении проект закона "О государственном гимне РФ", который был в целом принят Думой 8 декабря 2000 года.
20 декабря 2000 года мелодия Александрова вновь стала гимном Российской Федерации, после того как законы о госсимволике были приняты обеими палатами российского парламента и подписаны президентом. При их обсуждении в Госдуме резкое неприятие тогда еще присутствующих там "правых" вызвало предложение принять в качестве российского гимна музыку гимна СССР, написанную композитором Александровым. Однако за это решение высказался 381 депутат при необходимом минимуме в 300 голосов, 51 депутат проголосовал против, двое воздержались.
Затем в поддержку закона "О государственном гимне Российской Федерации" высказались 144 члена СФ (при необходимом минимуме 134), 1 был против и 2 воздержались, и законы были незамедлительно подписаны президентом.
30 декабря президент Путин утвердил текст Государственного гимна России. Стихи написал все тот же Сергей Михалков. Общаясь с журналистами, он утверждал, что искренне стремился сочинить "гимн православной страны", потому что человек он верующий и "всегда был верующим". Поэтому одна из строф выглядит так: "Хранимая Богом Родная земля...". "То, что я сейчас написал, - это близко моему сердцу",- заявлял старейшина литературного цеха.