Дональд Туск, 48 лет. Глава партии "Гражданская платформа". Вице-маршал сейма. По образованию историк. Работал журналистом. С конца 70-х участник оппозиционного студенческого движения. Издатель оппозиционной литературы. Член "Солидарности". С 1991 года депутат сейма от партии "Уния вольности". В 2000-м основал "Гражданскую платформу". Борец с бюрократией и слишком высокими заработками политиков. В первом туре заручился поддержкой 36,3% избирателей.
Лех Качиньский, 56 лет. Почетный президент партии "Право и справедливость". По образованию юрист. Политическую карьеру начал в 1977 году в Комитете защиты рабочих (предшественник "Солидарности"). Делегат 1-го съезда "Солидарности" в 1980 году. Интернирован во время военного положения. В конце 80-х участник "круглого стола" между коммунистическим правительством и "Солидарностью". В 1989-м избран сенатором, а два года спустя депутатом сейма. С 2002 года мэр Варшавы. Активный борец с коррупцией. В первом туре за него проголосовало 33,1% избирателей.
И Туск, и Качиньский были активистами "Солидарности", но принадлежали к ее разным крыльям. Туск - либерал, Качиньский, как и его брат, - национал-христианин (в польском политическом обиходе это означает правый католик). Оба мало известны за пределами своей страны. Но Качиньский, например, не считает это недостатком: он не раз говорил, что "Польше нужен президент, отстаивающий интересы поляков, а не иностранных держав".
Оба кандидата тем не менее лояльны идее европейской интеграции. Ни одного из них нельзя приписать ни к левым, ни к крайне правым. Возглавляемые ими партии - возможные партнеры в правительственной коалиции.
Разница лишь в отношении к прошлому. Мэр Варшавы и теперь, через 15 с лишним лет после падения коммунистического режима, настаивает на выявлении всех коммунистических и советских агентов (к которым относятся и обладатели дипломов ряда советских вузов), и применении к ним закона о люстрации. Его соперник даже опубликовал на всякий случай собственное досье, показывающее, что он в подобных связях замечен не был.
Оба отдают дань многовековым польско-российским препирательствам. Однако оба явно понимают, что реальная внешняя политика будет строиться в рамках общей европейской политики, подчеркивает газета "Время новостей"
Перемены на восточном фронте
Газета "Коммерсант" прогнозирует, что независимо от того, кто станет новым президентом Польши, главный смысл нынешних выборов - завершение "эры Квасьневского". Приход к власти в Польше правого президента, за которым к тому же будет стоять правое правительство, обещает серьезную коррекцию польской политики на "восточном фронте".
Варшава и прежде интересовалась делами своих восточных соседей: белорусская оппозиция Александру Лукашенко находила в Польше понимание и поддержку. Теперь эта поддержка станет более явной.
Уходящий президент Александр Квасьневский сыграл в конце прошлого года ключевую роль в оказании международной поддержки на выборах нынешнему главе Украины Виктору Ющенко. Правый преемник господина Квасьневского вполне может сделать то же самое на предстоящих весной парламентских выборах в пользу более радикальной Юлии Тимошенко. Однако едва ли не главных перемен после смены власти в Варшаве следует ждать на российском направлении. Даже в случае победы Дональда Туска вряд ли стоит рассчитывать на то, что Москве с ним будет намного легче разговаривать, чем с Лехом Качиньским.
И тот, и другой кандидат отрицательно относятся к проекту Северо-Европейского газопровода, предусматривающему прокладку трубы между Россией и Германией по дну Балтийского моря. Просто Лех Качиньский со свойственной ему бескомпромиссностью и бойцовским темпераментом осуждает проект газопровода в более резких выражениях. Так, в интервью "Известиям"" он заявил: ""Для Польши российско-германские отношения никогда не будут частным делом двух государств. В истории, к сожалению, были случаи, когда интересы нашей страны не учитывались. Выбор варианта (Северо-Европейского газопровода) означает, что участники проекта руководствовались не экономическими соображениями. В худшем случае их целью было оказать давление на Польшу - так как наша страна зависит от поставок российского газа."
Дональд Туск не делает открытых выпадов в адрес Москвы. Тем не менее одна из его ключевых идей сводится к тому, что Польша больше не должна сталкиваться с проблемами, вызванными тем, что "географически она зажата между Германием и Россией"
Наибольшим курьезом этих президентских выборов в Польше эксперты называют то, что одного из двух правых политиков на роль президента будут выбирать во втором туре сторонники левых и популистов разных мастей, чьи кандидаты не попали во второй тур. Именно за симпатии этого теоретически чуждого электората придется соревноваться либералу Дональду Туску и консерватору Леху Качиньскому, поскольку правый электорат определился уже давно и разделился, как показывают результаты первого тура, практически поровну.
По данным польской ЦИК, голоса избирателей в первом туре распределились так: за Туска проголосовала примерно половина голосовавших в крупных городах (свыше 500 тысяч жителей), немногим более трети избирателей из средних и малых городов (свыше 10 тысяч и свыше 100 тысяч жителей), а также каждый четвертый сельский избиратель. В польском селе значительно популярнее оказались консервативный и "национально-католический" Качиньский, набравший здесь примерно треть голосов.
Дональда Туска более всего поддержали люди молодые (преимущественно студенты), образованные, предприимчивые. Электорат Леха Качиньского представляет практически все возрастно-социальные группы, но с выразительным доминированием лиц старшего возраста. Со значительным отрывом Качиньский проиграл Туску также в столице.