Перспективы развития революционной ситуации в Центральной Азии анализирует член научного совета Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко:
- Представители оппозиция в Киргизии всегда претендовали на то, чтобы стать общенациональной, уйти от регионализма, свойственного этой стране, и представлять гражданское общество. Когда оппозиция только формировалась два с половиной года назад, она и акции свои проводила не на юге, а в самом Бишкеке.
Но ее проблема в том, что Киргизия на самом деле - биполярная страна. В силу того, что у власти северные кланы, оппозиционность наиболее болезненно проявляется в южных районах страны. Юг живет хуже, чем север. Группы, поддерживающие Акаева и всю его политическую "семью", базируются на севере. Есть этническая составляющая, - узбеки составляют до трети населения юга Киргизии.
Объективно сложилось так, что оппозиция заявляет о себе как о национальной, а базироваться вынуждена на юге, - туда подталкивает ее развитие ситуации. На юге есть люди, поддерживающие оппозицию, там есть все условия для проявления недовольства - безработица и низкий уровень жизни. Хотя я не уверен, что сама Роза Отунбаева и ее люди в восторге от того, что в этом регионе ситуация обострилась так сильно.
Киргизия - это государство, которое любая революция может привести к распаду, для которого любые грубые формы и протеста, и подавления волнений могут послужить катализатором. Поэтому власть все-таки стесняется применять грубую силу (достаточно сравнить нынешнюю ситуацию с событиями в Оше 15-летней давности). В нынешней ситуации и власти, и оппозиции целесообразней достичь консенсуса.
Киргизия - самое маленькое государство в Центральной Азии, она зависит и от своих соседей Казахстаана и Узбекистана, и от России. Поэтому нынешние события вызовут отголосок и в Астане, и в Ташкенте. Разумеется. никто из региональных игроков, как и Москва, не будет заявлять о своем вмешательстве.
Россию вмешательство ко многому обязывает, особенно после идиотских провалов в Тбилиси и Киеве. Москва несколько поумнела, и уже думает о том, как будут развиваться события после Акаева. Не то чтобы она от него отказалась - совершенно нет. Но если она не сможет управлять процессом, видимо, уже присмотрен и будет вытащен на свет свой кандидат, очередной "крепкий хозяйственник".
Ислам Каримов, президент Узбекистана. также заинтересован в Акаеве, вернее, в том, чтобы гражданская война не потревожила покой в Ферганской долине. Если, не приведи Господь, начнутся столкновения на этнической почве, ему придется защищать своих.
Акаев, с моей точки зрения. совершил огромную ошибку. Ему нужно было уйти пораньше, в этом случае он имел возможность получить очень неплохой пост за рубежом, в международных организациях, даже в ООН. Он сохранил бы лицо. сохранил и авторитет. А сейчас его положение очень тяжелое - он упустил момент. когда можно было красиво уйти. А теперь его оппоненты, которые будут "уходить", всё президенту припомнят.
Лучший выход для Акаева - поделиться властью. Если президент Киргизии настолько уверен в себе, что готов к конфронтации, то ему же хуже. Конфронтация плавно перейдет в межрегиональное противостояние, а для Киргизии это катастрофа. Существование ее как государства будет поставлено под сомнение.