События на юге Киргизии комментирует для NEWSRU.com обозреватель газеты "Время новостей", эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов:
Географически и ментально страна разделена на север и на юг
- Киргизская оппозиция не очень широко известна на постсоветском пространстве, а тем более за его пределами. Её лидером считается бывший вице-президент страны, мэр Бишкека, министр безопасности Феликс Кулов, который вот уже пять лет по обвинению в превышении служебных полномочий находится за решеткой. Реальной причиной его заключения является политическая деятельность - в 2000 году он мог составить серьезную конкуренцию Аскару Акаеву на президентских выборах. Срок его условно-досрочного освобождения наступает в ноябре нынешнего года - то есть уже после предполагаемых президентских выборов в октябре.
Что же касается остальных персонажей оппозиции - это несколько харизматичных депутатов киргизского парламента: Азимбек Бекназаров, Адахам Мадумаров, экс-премьер Киргизии Курманбек Бакиев, и Роза Отунбаева, лидер движения "Ата-Журт" ("Отечество"), бывший (еще в советские времена) министр иностранных дел и посол Киргизии в Лондоне и Вашингтоне, вернувшаяся в страну летом прошлого года.
Надо признать, что в Киргизии понятия "север" и "юг" означают разделение страны как ментально, так и географически. Горные хребты отделяют север от юга, и это во многом определяет родо-племенной принцип структуры здешней власти. Определяющим фактором для местной элиты является происхождение - с юга человек или с севера.
Акаев представляет киргизский север, лидеры оппозиции за пределами Киргизии воспринимаются в основном как представители южных кланов. Хотя например, Роза Отунбаева - высокопоставленный представитель еще советской номенклатуры, давно уже выпала из этого регионального разделения. Сегодня этот фактор уже не имеет определяющего значения, хотя первый серьезный подъем народного движения против власти произошел именно на юге.
Киргизским "Майданом" стал Джалал-Абад
- Именно на юге протестные настрония сильны очень давно. Не будет большим преувеличением сказать, что нынешний режим превратился в один финансово-олигархический клан, во главе которого Акаев, его семья и самое ближайшее окружение. Любой бизнес, оборот которого превышает 15-20 тысяч долларов, поглощается этим кланом, прибирается к рукам. Это вызывает ненависть на юге, которая усугубляется гигантской безработицей и тем, что все финансовые потоки идут через север.
Парламентские выборы. вызвавшие такой всплеск эмоций, предполагали частичную смену элиты - как властной, так и оппозиционной. Общественные ожидания больше были связаны с президентскими выборы, на фоне обещания Акаева не баллотироваться на следующий срок. Но на выборах в парламент то, большинство кандидатов от оппозиции были фактически манипуляциями лишены победы на выборах, вызвало большой всплеск недовольства.
События в Оше и Джелал-Абаде происходили под лозунгом "Акаева - в отставку". Поскольку власти долго делали вид, что ничего не происходит, замалчивали требования оппозиции - диалога не получилось. Власть пошла на применение силы, что в условиях Киргизии - просто катастрофа. В Ферганской долине любая спичка может вызвать пожар, и только после того, как протесты усилились, власть устами премьера Танаева заявила о своей готовности к диалогу.
Власть опаздывает реагировать на события. Сегодня Ош и Джелал-Абад, два важнейших города на юге страны, находятся в руках народа. Я разговаривал с Розой Отунбаевой по телефону: она сказала, что здания администрации, перешедшие было под контроль ОМОНа, народ снова забрал в свои руки, около 600 милиционеров были выгнаны из Оша. Люди стоят на улицах. В руках оппозиции местное телевидение и аэропорт. Это необратимый фактор, который может привести к смене власти еще до президентских выборов.
Неформальные контакты с киргизской оппозицией Москва имеет
По моим сведениям, Акаев уже вторые сутки находится в Москве, хотя его ближайшее окружение это решительно опровергает.
Независимо от того, будет с ним встречаться кто-либо из высшего руководства или нет, важно, чтобы в России понимали, что в Киргизии нельзя допускать ошибок, подобных украинской или грузинской. Нужно реально представлять себе баланс сил и глубину протестных настроений в Киргизии.
Неформальные контакты с киргизской оппозицией Москва имеет. Это по крайней мере лишает Акаева повода называть всю оппозицию "продажными политиканами и марионетками Запада".
Сложнее ситуация с другими соседями страны - Акаев не пользуется серьезным уважением ни в Казахстане, ни в Узбекистане. Конечно, они внимательно следят за развитием ситуации в республике: их беспокоит возможность межэтнических столкновений, наподобие тех, чтобыли в Оше в 1990 году между узбеками и киргизами.
Именно этим фактором пугал их Акаев, угрожая, что в оппозиции к нему сомкнутся радикалы и экстремисты всех мастей. Однако никаких симптомов, что межэтнические столкновения могут повториться, нет. Напротив, в Оше вчера был избран местным народным лидером бывший депутат парламента Артыков - узбек. Его поддержали не только местные узбеки, но и киргизы, он стал общим лидером, что уменьшает вероятность столкновений на этнической почве.