Петербург: будущее
Первым речь о передаче части столичных функций от Москвы Санкт-Петербургу заговорил спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Он, правда, предлагал просто доплачивать бюджету северной столицы за представительские функции - прием иностранных делегаций и содержание Парламентской ассамблеи СНГ.
Сразу после избрания губернатором Санкт-Петербурга в октябре 2003 года эту тему подхватила и Валентина Матвиенко. Она заявила, что у нее нет сомнений в передаче Северной столице части столичных функций. "Это было бы большим благом для Петербурга, оживило бы городскую жизнь и открыло бы новые возможности для Северной столицы", - заметила она.
В отличие от чиновников, даже при культивируемой нелюбви регионов к Москве, согласно исследованию Фонда "Общественное мнение", большинство россиян возражают против переноса столицы из Москвы в Петербург.
Эта идея вызывает одобрение только у четверти россиян (24%), в то время как 48% респондентов считают ее неудачной (затрудняются ответить 28%). Среди жителей Северо-Западного округа примерно равное количество поддерживающих и неподдерживающих такую перспективу.
Отвечая на вопрос о том, какие российские города подходят для выполнения столичных функций, 61% опрошенных называют Москву. Среди других городов, способных полностью или частично взять на себя эти функции, респонденты чаще всего называют Санкт-Петербург (39%), Екатеринбург (10%), Новосибирск (9%) и Нижний Новгород (8%).
По мнению 45% участников опроса, передача столичных функций другим городам принесет России больше вреда, чем пользы. Противоположной точки зрения придерживаются 23% респондентов, затрудняются ответить - 32%.
ВЦИОМ приводит схожие результаты опроса: абсолютное большинство петербуржцев (63%) отрицательно высказываются по поводу возможности переноса столицы России из Москвы в Санкт-Петербург. Только 24% респондентов положительно относятся к этой идее, а 8% горожан безразлично, где будет находиться главный город страны.
Причины, по которым значительная часть россиян противится переносу столицы, разные. Так, знатный петербуржец Михаил Пиотровский, директор "Эрмитажа", считает, что "ни в коем случае не надо поднимать вопрос о переносе столицы в Петербург: если бы Ленин не перенес столицу в Москву, то исторический центр Санкт-Петербурга был бы уничтожен также, как и был уничтожен исторический центр Москвы". По мнению Пиотровского, если бы столица осталась в Петербурге, то уничтожение архитектуры города было бы неизбежно, "поскольку таковы потребности чиновников в мегаполисе".
Петербург: прошлое
Другие эксперты, например, историк Лев Лурье, видит в затяжной истории взаимоотношений двух столиц желание петербуржца Путина не столько повысить статус города, сколько, согласно русской истории, утвердить этим актом резкую смену политики.
Так Вещий Олег в 882-м году перенес столицу из Новгорода в Киев, Андрей Боголюбский бежал от Юрия Долгорукого из Киева во Владимир, в 1554-м году Иван Грозный переехал из Москвы в Александрову слободу. Петр I перевел двор из Москвы в Петербург, а его внук Петр Второй вернул ее обратно. Императрица Анна Иоановна в 1730-м снова переносит двор из Москвы в Петербург. Там столица и пребывала, до тех пор, пока в 1918 году Ульянов-Ленин не перенес ее подальше от границ воюющей страны.
Вот что писали в то время писалы газеты о переносе столицы из Петербурга в Москву:
"Знамя труда" 9 марта 1918 года: "Петроград представляет собой объект для нападений и наступлений, во втором случае ему грозит также постоянная угроза нападения не только с суши, но и с моря, поскольку Балтийское море становится "внутренним морем" Германии.
И, конечно, смешно подвергать столицу угрозе постоянного нападения в случае международных осложнений. Поэтому, если нужно вообще сохранять столицы, то, конечно, нужно избавить их от риска быть захваченными врагом.
Однако освобождение от Петрограда будет иметь и другое значение: ибо до сих пор Петроград мыслился как центр России, и, в сущности говоря, он руководил всей жизнью России. Население России "гипнотизировалось" Петроградом, и он уподоблялся грандиозной голове, лихорадочно пульсирующей, отрубая которую лишали весь организм жизнеспособности.
Теперь настало время разрушить безжалостно этот гипноз..."
"Новая Жизнь" 9 марта 1918 года: @Петроград с каждым днем все больше и больше пустеет. ... Уезжают, уходят, убегают и хотят даже улететь все кому нужно и кому вовсе ненужно, у кого есть определенные планы на будущее и у кого никаких планов, кроме нашего пресловутого "авось", нет. ... Едут большею частью в Москву. ...
Что такое Москва? - провинциальный город с двухмиллионным населением, живущий своей жизнью, куда явятся тысячи пришельцев из Петрограда, чтобы править не только Москвой, но и всей Россией."
Правда, и сегодня возможности Петербурга возродиться в былом качестве "имперской столицы" ограничены: из 900 памятников истории и культуры, которые находятся в центральной части города, около 200 признаны аварийными.
Жилой фонд центра Петербурга составляет около 18-ти миллионов квадратных метров, но капитальный ремонт когда-то коснулся лишь пяти миллионов из них. Дореволюционный жилой фонд составляет 9 миллионов квадратных метров, аварийными признаны дома на площади полтора миллиона квадратных метров. Более половины всех зданий центра города подлежат реконструкции, иначе через 3-4 года центр Санкт-Петербурга будет разрушен.
Переезд в Петербург: судебная система будет парализована
В Конституционном суде работают 19 судей, в Верховном суде их около 120, а в Высшем арбитражном - 60-70. Кроме того в аппаратах этих судов работает около 2 тысяч человек. Необходимость перевезти в другой город и обеспечить там жильем такое количество людей может послужить препятствием к переносу резиденции судебной власти из Москвы в Петербург.
В судах может начаться утечка высококвалифицированных кадров: далеко не все судьи согласятся перезжать в другой город, менять жилье и перевозить семьи. Поэтому на новом месте придется подбирать не только новых судей, но и решать проблему аппарата. В трех высших судах работает примерно 1700 человек, и многие из них считаются незаменимыми специалистами.
Наконец, Москва, в отличие от Петербурга, связана транспортом со всеми городами страны. А в высших судах слушаются дела с участием сторон со всей России, так что людям будет сложнее добраться до судов, если их перенесут в Санкт-Петербург.
Наконец, в Москве находится Российская академия правосудия, в которой судьи проходят переподготовку, повышают свою квалификацию. Студенты юридических факультетов имеют возможность проходитьь практику в высших судах. С переездом судов упадет статус московских учебных заведений, и вся ныне существующая система подготовки кадров будет разрушена.
Сами судьи считают, что при переезде в работе высших судов будет объявлен перерыв как минимум на год, при условии, что в Петербурге "все уже будет построено".