Согласно опубликованному рейтингу авторитетной международной организации Transparency International, Россия за последний год серьезно ухудшила свои показатели в мировом рейтинге коррумпированных государств, скатившись на 126-е место с 90-го, и разделив одну строчку с Албанией и Сьерра-Леоне.
Напомним, что также накануне правоохранительные органы РФ сообщили о задержании чиновников налоговой службы и Центробанка по делу о вымогательстве взятки в размере 1 миллиона долларов у одного из банков.
Весной 2005 года фонд ИНДЕМ провел социологическое исследование, во сколько раз увеличилась коррупция за 4 года:
По мнению исследователей, основная особенность, характеризующая бытовую коррупцию в стране, заключается в том, что объем рынка коррупции (сумма, выплачиваемая за год гражданами в виде взяток) особенно не изменилась, увеличившись с 2,8 миллиардов долларов до трех. Во-первых, из-за роста риска коррупции, во-вторых, из-за уменьшения готовности граждан платить взятки.
По данным исследования, число взяток в год, приходящихся на одного взяткодателя, уменьшается, но средний размер взяток значительно вырос. А рост размера взяток в бытовой коррупции полностью компенсируется ростом потребительских цен в стране.
За фасадом этой стабильности скрыто идут бурные процессы перераспределения клиентов и денежных потоков на специальных рынках коррупции. Падают объемы коррупции на таких рынках, как безопасность (милиция), суды, ГИБДД, - так как падает спрос, поддержанным сокращением числа контактов граждан с этими институтами.
Труднее избежать частого обращения к сфере здравоохранения. Поэтому здесь объем коррупционного рынка хотя и падает - размер средней взятки растет. Стабильность объема рынка в данном случае поддерживается исключительно ростом риска коррупции.
Особняком стоит "худеющий" рынок коррупционных услуг по ремонту жилья: резко сократилось число граждан, готовых платить. Оставшиеся вынуждены платить чаще и больше, что не компенсирует потери, связанные с оттоком клиентов в частный сектор.
Причины роста объема рынков бытовой коррупции различны по своей природе: коррупция в высшем образовании отличается резким ростом интенсивности недорогих "услуг" - оплачиваемых зачетов или экзаменов. В других сферах услуг, наоборот, растет размер средней взятки. В случае призыва на военную службу такой рост многократно перевешивает влияние риска коррупции.
Граждане готовы отказаться давать взятки везде, где есть либо альтернативные способы решения проблем. Исключение бывает там, где отказ от взятки равносилен угрозе жизни ребенка.
В целом, исследователи ИНДЕМ выделяют две противоположные стратегии поведения: власть наращивает коррупционное давление на граждан, а граждане бегут от коррупции. Если раньше можно было спекулировать на том, что в коррупции виноваты как берущие, так и дающие, то теперь этот тезис просто противоречит фактам.
Другая ситуация складывается на рынке деловой коррупции. Уменьшилось примерно на 20 процентов значение только одного показателя - среднего числа взяток. Чуть заметнее уменьшилась интенсивность на рынке бытовой коррупции. Возможно, что предприниматели, как и граждане, стремятся реже давать взятки.
Все остальные показатели рынка деловой коррупции резко выросли. Более чем в 13 раз вырос размер средней взятки; почти в 11 раз вырос среднегодовой взнос. Почти в девять с половиной раз вырос объем коррупционного рынка. Однако одновременно с параметрами коррупции росли экономика, бюджет, цены.
Для чистоты исследования средний размер взятки был сопоставлен со средней по России стоимостью одного квадратного метра на первичном рынке жилья (попросту говоря - новой квартиры), которая в интервале от 2001 до 2005 гг. выросла на 70 %.
В 2001 г. на одну среднюю взятку можно было купить тридцатиметровую квартиру среднего качества. Спустя четыре года на одну среднюю взятку стало возможным купить квартиру площадью более двухсот метров. Рост почти в семь раз.
Объем рынка деловой коррупции сопоставим с доходами федерального бюджета, которые с 2001 до 2004 гг. выросли почти на 140 %. Если подсчитать, сколько доходов федерального бюджета содержится в годовом доходе рынка деловой коррупции, то выяснится, что в 2001 г. коррупционный рынок был на треть меньше годового дохода федерального бюджета. В 2005 г. рынок деловой коррупции превзошел доходы федерального бюджета в 2,66 раз. Значит, если мерить коррупционный рынок размером доходов федерального бюджета, то объем коррупционного рынка вырос в четыре раза.
Определенные изменения произошли в оценках и суждениях граждан. Зафиксирован рост числа граждан, оценивающих уровень коррупции в стране как высокий. В частности, примерно втрое выросла доля респондентов, считающих, что именно в нынешнее президентство коррупция достигла максимального уровня.