Считается, что первые советские разведчики появились в Праге еще летом 1920 года - об этом, в частности, рассказывал бывший генерал КГБ Олег Калугин в интервью чешскому телевидению. Речь шла о состоявшей из семи человек группе Красного Креста под руководством некоего Соломона Гилерсона. Поселившись в центре Праги, советские товарищи плели шпионские сети, вели большевистскую пропаганду и занимались саботажем в соседних государствах.
Позже Чехословакия стала для Москвы воротами для переправки нелегалов на Запад. Многие из них по прибытии в Прагу создавали торговые фирмы, служившие потом прикрытием. Чешский историк Карел Пацнер пишет, что среди важных советских агентов был и судетский немец нелегал Бруно Колер, который после войны стал влиятельнейшим членом Центральной контрольной и ревизионной комиссии компартии.
Несмотря на различия в общественном строе, еще в 1935 году СССР и Чехословакия подписали секретное соглашение о сотрудничестве разведок. До сих пор остается тайной роль тогдашнего президента Эдуарда Бенеша в смерти маршала Тухачевского. Ряд документов указывает, что Бенеш внес свою лепту в дискредитацию Тухачевского в глазах Сталина.
После войны советская госбезопасность развернулась в Чехословакии широко. В 1947 году тогдашний резидент Москвы Борис Рыбкин (муж известной советской детской писательницы Зои Воскресенской - полковника госбезопасности Зои Рыбкиной) создал нелегальную сеть под прикрытием фирмы по производству бижутерии.
В 1948 году через Чехословакию на Запад попал Вильям Фишер, более известный под именем Рудольф Абель.
Вербовка граждан Чехословакии велась столь нагло, что даже тогдашний вождь чешских коммунистов Клемент Готвальд не выдержал. Летом 1948 года, находясь в Крыму, он жаловался Сталину: "Зачем вы это делаете, если можете получить от нас какую угодно информацию".
Лавинообразный вербовочный процесс окончился в 1949 году, когда в Прагу из Москвы приехали "советники", без разрешения которых никто из местного руководства не мог предпринять ни одного серьезного шага. Началась новая эпоха в развитии чешских спецслужб - под жестким патронажем спецслужб советских, которые у чехов звались "Рудольфом". Пойти на встречу с Рудольфом означало пойти на встречу с резидентом КГБ. У чехов перед КГБ практически не было тайн - начиная от подготовки террористов на базах в Чехословакии и посредничества Праги в нелегальной торговле оружием до научного и промышленного шпионажа.
Главным инициатором создания в 50-х годах чехословацкой разведки был тогдашний министр внутренних дел Рудольф Барак. Предметом его особой гордости был отдел научно-технической разведки. Обнародованные недавно молодым историком Карелом Сибером материалы, поступавшие в середине 50-х из МВД в Политбюро, относятся к разряду взрывоопасных. Из них стало известно, что чехословацкая разведка, например, выкрала из США технологии производства териленового волокна и чертежи моторов к самолетам, из ФРГ - технологии производства мини-диодов, высокочастотных транзисторов, силикона, чистого этилена и даже образцы новейших инсектицидов и пестицидов.
Франция "невольно" поделилась с Чехословакией технологией новых красителей и производством целлулоида, а из Италии вклад в развитие молодого государства поступил в виде документации о дешевом производстве витамина "С" и технологии подготовки пластической массы полипропилена.
Относительно полипропилена в докладе Рудольфа Барака Политбюро ЦК КПСС от 26 марта 1958 года сказано: "Чехословацкая Республика не заинтересована в информации о полиэтилене и полипропилене, поскольку мы не располагаем необходимым сырьем. Но интерес проявлен нашими друзьями, и мы эту документацию получили".
Развитие нынешнего флагмана чешской промышленности, производителя шин Barnum также не обошлось без "интеллектуальной помощи" спецслужб. В том же докладе Барака сказано: "...от того же сотрудника (из Италии. - "Известия") была получена подробная и полная документация так называемого суперкорда, т.е. текстиля, используемого при производстве шин, который отличается от используемого у нас корда повышенной прочностью". Эта технология тоже была передана "друзьям". Как и высокочастотные транзисторы. Завод "Тесла" на основании "переданной документации" стал производить субминиатюрные диоды.
Специально для "друзей" были украдены из Швейцарии современные приборы ночного видения, находившиеся под строжайшим эмбарго на вывоз. Технологии производства стекловолокна, эпоксидных клеев, полупроводников, специальной легированной бором стали, сверхчистого кремния, приборы радиолокационного слежения, а заодно и чистейшие культуры новых видов пенициллина и стрептомицина и технологии производства косметических препаратов - все, что требовалось для развития производства, проще было выкрасть, чем разрабатывать самостоятельно.
Небольшая восточноевропейская страна стала центром производства и нелегальной торговли взрывчаткой "симтекс". Директор архивной службы МВД Чехии Ян Фролик говорил, что "в Ливию мы его вывезли 900 тонн, во Вьетнам - 14 тонн". Для сравнения: для взрыва "Боинга" хватит 300 г. Возле города Брно по рекомендации Москвы была создана база подготовки террористов под названием "Пристав". Там проходили школу "молодого террориста" выходцы из Лаоса, Палестины, Вьетнама, Афганистана, Камбоджи, Эфиопии, Анголы и других государств.
Страны, заинтересованные в обучении террористов, за обучение платили. Были и исключения. Ян Фролик утверждает, что из более чем 400 афганцев 60 обучались за счет чехословацкого государства. Из 130 подготовленных арабов потом были отобраны личные охранники Ясира Арафата.
В 2001 году газета Pravo привела слова неназванного сотрудника чешской разведки. Он сказал, что в интересах чешского государства еще много лет не будут опубликованы материалы о деятельности чешских спецслужб в области научно-промышленного шпионажа. Равно как и списки агентов, непосредственно в этом участвовавших. "Государства и фирмы, промышленные и научные тайны которых разведка получила, могли бы требовать компенсации ущерба, миллиардные суммы которого невозможно даже подсчитать".
В 1999 году британская газета Daily Telegraph получила доступ к секретному докладу чешских спецслужб, в соответствии с которым более половины из 63 российских дипломатов и сотрудников посольства РФ в Чехии являются шпионами.
Кроме того, численность российских дипломатов в чешской столице значительно превышает число сотрудников посольств в других странах НАТО. К примеру, в Великобритании, население которой в 6 раз больше населения Чехии, в посольстве России в Лондоне работает только 47 дипломатов.
Несмотря на тот факт, что эта страна стала членом НАТО в том же 1999 году, разведывательная деятельность Москвы в Чехии продолжается столь же активно, как и прежде. Появились серьезные беспокойства по поводу того, что российская внешняя разведка (СВР) интенсифицирует свою деятельность с целью проникновения в чешские политические и деловые круги с тем, чтобы иметь возможность влиять на процесс принятия стратегических решений. Это вызывает к жизни серьезные вопросы о том, до какой степени ширящаяся разведывательная сеть Москвы создает прямую угрозу для безопасности ЕС.
В 2004 году источники в чешской Службе безопасности и информации (Bezpecnostni informacni sluzba, BIS) сообщили авторитетному британскому справочному изданию Jane's Intelligence Digest, что у них имеются подозрения, что более половины сотрудников российского посольства тайно работают на СВР. Источники издания в BIS также утверждали, что СВР вложила миллиарды чешской валюты в покупку собственности в Чехии, включая отели, казино и другие прибыльные предприятия в Праге и в курортном городе в Западной Богемии Карловы Вары, который стал известным раем для российской организованной преступности, равно как и для операций СВР.
В Службе внешней разведки России (СВР) назвали эти утверждения нелепыми. "Когда некоторым политическим силам требуется решать вопросы внутриполитической борьбы, они всегда прибегают к угрозе российского шпионажа", - заявил руководитель пресс-бюро СВР Борис Лабусов, заметив, что "раньше это был советский шпионаж, а теперь - российский". Он также отметил, что "некоторые хотят быть святее папы римского, доказывая свою преданность евроатлантической солидарности".
Наконец, в 2006 году британской газете Daily Telegraph стало известно содержание секретного доклада чешского правительства, согласно которому половина из 63 российских дипломатов и других сотрудников посольства России в Праге занимаются шпионской деятельностью. Кроме того, численность российских дипломатов в чешской столице значительно превышает число сотрудников посольств в других странах, новых членах НАТО.
В упомянутом докладе указывается на очень частые контакты между резидентуры ГРУ в Праге с сотрудниками в Германии и Австрии и высказывается предположение, что пражская резидентура координирует деятельность ГРУ в этом регионе.
В подготовленном контрразведкой отчете подчеркивается, что российские шпионы стремятся вовлечь в свои сети представителей различных влиятельных групп, среди которых амбициозные молодые политики, лидеры профсоюзов, бизнесмены, ведущие дела в России, студенты. Объектом их внимания являются также полицейские и армейские офицеры.
Сотрудник лондонского Международного института стратегических исследований Анатоль Ливен, чье мнение также приводится в этой статье, считает, что для Москвы бывшие страны Варшавского Договора, такие как Чехия, представляют собой благодатный край для подобной деятельности. "Очевидно, что российские шпионы не забыли о том, что им раньше принадлежало ",- говорит он. "У них здесь очень много контактов. Они располагают хорошими возможностями для шантажа людей с помощью полученной о них в прошлом информации.
По словам автора, за прошедшее десятилетие из Германии было выдворено 150 россиян, подозреваемых в шпионаже, а из Польши - 11. За тот же период чешская сторона потребовала выдворения только одного российского дипломата, да и то позволила ему тайно жить в Чехии. Подобное безразличие официальных властей вызывает беспокойство среди про-западных чешских политиков.
Авторстатьи Франсиз Харрис обратил внимание и на то, что в период балканского кризиса, Чехия, уже ставшая членом НАТО, поддерживала Грецию в поисках мирного урегулирования, приемлемого для Милошевича. Сейчас же, по его мнению, Прага становится региональным центром операций российской военной разведки - ГРУ.
По мнениею Харриса, этим шпионам под дипломатической крышей оказывают помощь "нелегалы" - агенты, не имеющие дипломатического иммунитета. По имеющимся сведениям, среди них бывшие офицеры Советской Армии, которые женились на чешках в годы холодной войны, а также русские бизнесмены.
Чешская сторона даже подозревает, что шпионы Москвы сотрудничают с русской мафией, чтобы справиться с финансовыми трудностями, возникшими после окончания холодной войны. По имеющимся сведениям, подобное объединение усилий происходит в рамках компаний, имеющих легальные и нелегальные подразделения, одни зарабатывают деньги, а другие осуществляют прикрытие шпионской деятельности.
В статье подчеркивается, что сотрудники посольства проявляют активность в вербовке новых агентов и восстановления старой шпионской сети, действовавшей до вывода советских войск. По словам автора, цель шпионажа заключается в сохранении и постепенном усилении российского влияния в регионе.
Председатель комитета по иностранным делам Сената Чехии Михал Зантовский тогда же задавался следующим вопросом: "Действительно ли чешская служба контрразведки (BIS) заинтересована в поимке российских агентов, или она смирилась с их присутствием на территории Чехии?"