Эксперт по Чечне, выходец из Грозного Саид Бицоев рассказал NEWSRU.com о том, какие настроения в Чеченском обществе может вызвать отказ Прокуратуры отдать родственникам тело бывшего президента Масхадова для похорон.
- Военные имели свои резоны отказать родственникам в праве похоронить Масхадова по обычаю - они боялись, что могила бывшего президента может со временем стать местом паломничества. Но мне кажется, как не ходят толпы к могиле Дудаева, так никто не стал бы поклоняться и следующему президенту - слабому, заблудшему человеку. Его слабость, его неумение наводить порядок привели к тому, что Чечня получила вторую войну.
С Масхадовым следовало обойтись как с имамом Шамилем, которого простили и хорошо с ним обходились, хотя он был соперник куда серьезнее, чем Масхадов. Даже турки поймав курдского лидера Оджалана, худо-бедно его судили. Но наши военные далеки от правосудия, они не принимают решений, исходя из здравого расчета, иначе они не стали бы устраивать из смерти Масхадова грязный спектакль.
Прокуратура сегодня пытается играть на национал-патриотическом поле, дает понять, что-де мы с террористами не церемонимся, от них "следов не останется". Это больше похоже на месть, но это и большая ошибка. Федералы вымещают свое зло за войну на таких людях как Масхадов.
С их стороны затеять торговлю вокруг тела погибшего, вместо того, чтобы проявить благородство и отдать его родным - это просто месть. Похоронить Масхадова в безымянной могиле по приказу российского генпрокурора значит озлобить молодежь, которая и так испытывает психологическое и физическое давление со стороны федералов.
Молодым чеченцам остается только убедиться, что ни один человек, попавший в руки федералов, не получит ни прощения, ни свободы. Тогда для них останется один путь - умереть на войне.
NEWSRU: - Вы поддерживаете версию, что Масхадов был убит, потому что власть хотела избежать открытого, публичного суда?
- Я не думаю, что Масхадов многое знал. Даже у Радуева и Басаева были какие-то связи в Москве, их кто-то поддерживал из центра, помогая раздувать пожар. А Масхадов был человек сам по себе, со своей миссией. Поэтому я не думаю, что он располагал секретными сведениями о военных, или знал какие-то тайны российской власти.
Другое дело, что публичный суд мог дать повод правозащитникам говорить о суде над человеком, который пытался своему народу дать свободу. России проще, когда Масхадова нет. Умер - проблема закрыта. Вот даже Закаев - фигура меньшего калибра, а сколько неприятностей приносит российской власти...
- Доверяете ли вы версии о причастности к убийству Масхадова Рамзана Кадырова?
- Когда я говорю, что это не так, мне не верят. Я ыл знаком с его отцом. Оба шли против ваххабитов с открытым забралом, заведомо понимая, что эта борьба приведет, скорее всего, их к гибели. Я не думаю, что версия о причастности Рамзана Кадырова к поимке, допросу и убийству Масхадова правдоподобна.
Я думаю, что если бы Кадыров принимал участие в операции, он бы признал причастность свою или своих бойцов. Во время задержания, в столкновении, чтобы себя не дать убить, своих бойцов, он мог стрелять. Крови на нем и так много, а перед Путиным, к которому он почтительно относится (после смерти отца Путин обласкал Кадырова-младшего), Рамзан наверняка захотел бы отличиться. Сделать ему приятное. Это конечно, опасно, кровная месть может и через 50 лет его настичь, но Кадыров, как и его покойный отец - абсолютно бесшабашный человек...
Сам Масхадов не был ваххабитом по убеждениям, но он позволил распространиться этим метастазам. Он пошел на поводу у Басаева, Арсанова, которые ради шкурных интересов Он трижды поднимал народ на митинги против ваххабитов, десятки тысяч людей готовы были пойти за ним, но он палец о палец не ударил, чтобы возглавить их. И все поняли, что Масхадов слабый и безвольный человек. Кадыров, конечно, в свои структуры взял много "людей из леса", но боролся с ваххабитами открыто и бескомпромиссно. За отчаянность Ахмаду-хаджи чеченцы даже простили его прошлое.