Примерно 80% населения живет в восточной части страны, на 1/10 ее территории. Городское население составляет 26%. Официальный язык китайский.
Страна делится на 22 провинции (без Тайваня), 5 автономных районов и 3 города центрального подчинения. Столица Пекин. Высший орган государственной власти Всекитайское собрание народных представителей, его постоянно действующий орган Постоянный комитет. Глава государства председатель КНР.
Юго-западная часть Китая занята Тибетским нагорьем (средняя высота ок. 4500 м), обрамленным горными системами Гималаев, Каракорума, Куньлуня, Наньшаня и Сино-Тибетскими горами.
С точки зрения климата Катай условно делится на две части. Территории, тяготеющие к северо-западу, становятся все суше, а те, что расположены юго-восточнее, - все влажнее. В прошлом это отражалось на традиционных занятиях населения: на юго-востоке Китая жили земледельцы, на северо-западе - скотоводы. Великая Китайская стена, построенная для защиты земледельческих районов страны от набегов степных кочевников, проходит приблизительно между двумя этими зонами.
Люди. Много людей
Точная численность, темпы роста и структура населения всегда оставались загадкой не только для зарубежных специалистов, но и для самих китайцев.
В начале нашей эры на территории, принадлежавшей в то время Китаю, проживало около 60 млн человек. На протяжении большей части истории Китая собирались сведения о числе семей, а женщины, дети, национальные меньшинства и другие "малосущественные" группы часто вовсе не учитывались.
Переписи населения 1912 и 1928, а также статистические данные министерства внутренних дел, почтового ведомства и морской таможни давали лишь ориентировочные цифры, которые впоследствии постоянно корректировались и были объектом различных манипуляций.
В 1953 году была проведена новая перепись населения. Общая численность населения страны (включая Тайвань) оценивалась в 582,6 млн человек. Несмотря на ошибки, допущенные в ходе переписи, в течение последующих 25 лет эта оценка принималась за основу всех расчетов и проектов. В конце 1970-х годов правительство обнародовало ряд демографических данных. В результате проведенной в 1982 переписи появились новые сведения о численности и составе населения Китая. Последняя перепись населения Китая состоялась в 1990.
По официальным данным, в 1999 население Китая составляло 1254,1 млн человек, не считая население Тайваня, Сянгана (Гонконга) и Аомыня (Макао) Темпы ежегодного прироста населения оцениваются примерно в 1,3%.
Собственно китайцы (хань) составляют более 94% процентов населения. Другие народы - монголы, уйгуры, киргизы и др.
Вследствие миграционных процессов численность ханьцев в районах проживания национальных меньшинств увеличивается, однако в большинстве своем они населяют Центральный и Восточный Китай.
Китайцы "хань" традиционно считали всех некитайцев отсталыми народами. По мере расширения территории хань за пределы изначальных районов проживания они ассимилировали некоторые некитайские этнические группы. Другие этносы отступили в отдаленные, менее удобные для жизни районы, где многим из них удалось сохранить свои национальные особенности.
В настоящее время национальные меньшинства пользуются ограниченной территориальной автономией и достигли значительного прогресса в социальной и экономической сфере. Однако их взаимоотношения с этническими китайцами в большинстве случаев остаются напряженными.
Язык
Китайский язык, на котором говорят ханьцы, относится к сино-тибетской языковой семье. В китайском языке отсутствует алфавит. Вместо него при письме используются иероглифы.
Письменный язык для всех китайцев един, однако различия между диалектами устной речи столь велики, что жители разных районов страны зачастую не понимают друг друга. Особенно много диалектов в Южном Китае.
Около 70% ханьцев говорят на северном диалекте "мандарин", либо на каком-либо из его вариантов. К числу других главных диалектов относят "у", кантонский, хунаньский, или сянский, фуцзянский, или миньский. Многие из языков, на которых говорят представители национальных меньшинств, входят в тибетско-бирманскую языковую группу.
В попытках объединения населения Китая властями принимаются меры, направленные на устранение различий, обособляющих диалекты китайского языка. Правительство попыталось сделать язык "мандарин" стандартом ("путунхуа") для всего населения страны, поощряя его изучение всеми неханьскими этническими группами.
"Путунхуа" ныне изучают почти во всех школах Китая и используют в национальном теле- и радиовещании. В 1956-1958 была введена в практику новая система транслитерации - "пиньинь", в основу которой был положен латинский алфавит.
Наконец, было введено в практику упрощенное написание иероглифов. Первый список упрощенных иероглифов был опубликован министерством образования в 1952 году. За ним последовали еще несколько списков. В целом упрощенное написание было введено более чем для половины наиболее употребляемых иероглифов.
Власть как она есть
С провозглашением в 1949 году Китайской Народной Республики Коммунистическая партия Китая (КПК) установила новую систему государственной власти. "Демократическая диктатура народа" воплощала в себе особенности "единого фронта" - всех классов и партий, консолидированных в антияпонской борьбе в период с 1937 по 1945 гг.
На вершине властной структуры находилась КПК, члены которой составляли примерно 2-4% общей численности населения страны. В рамках этой элитарной структуры, прежде всего в Центральном Комитете партии, принимались все важнейшие решения, определявшие социальную, экономическую, военную и внешнюю политику страны.
Основной функцией партийной организации было руководство четырьмя социально-экономическими классами, составлявшими "народ": рабочим классом, крестьянством, мелкой буржуазией (включая лавочников, лоточников, чиновников и интеллигенцию) и национальной буржуазией. Возглавляя этот "единый фронт", партия осуществляла надзор и контроль за "врагами народа": помещиками, крупной буржуазией, преступниками, пособниками Гоминьдана и шпионами и вообще всеми "контрреволюционными элементами".
В 1954 после достижения основных целей консолидации всех сил и нейтрализации "врагов народа" аморфная структура единого фронта "новой демократии" была заменена официальной Конституцией. Принятая 20 сентября 1954 и исправленная в 1975, 1978, 1982 и 1992, эта Конституция провозгласила Китай страной народной демократии и единым многонациональным государством. Подчеркивалось, что в обязанности правительства входит ликвидация эксплуатации трудящихся и построение социалистического общества под руководством КПК.
Главными государственными органами власти КНР являются Всекитайское собрание народных представителей во главе с председателем, Государственный совет, Верховный народный суд и Верховная народная прокуратура.
В качестве составной части наметившейся в 1979 году общей тенденции к разделению партийных и государственных функций, в соответствии с положениями Конституции 1982 был создан новый Центральный военный совет, на который возлагались обязанности общего руководства вооруженными силами страны. Председатель (с 1993 - Цзянь Цзэминь) и заместитель председателя этого совета избираются ВСНП и подотчетны ВСНП и его Постоянному комитету, однако главенство партии над армией подчеркивается совмещением членства в Военном комитете ЦК КПК и в Центральном военном совете.
Принято считать, что своими успехами в экономике КНР обязана Дэн Сяопину, пришедшему к власти в 1978 году.
Реформа Дэна
Ведущим звеном всех перемен стала широкомасштабная либерализация в сельском хозяйстве, начавшаяся в 1979 году. В городах поощрялось развитие мелкого бизнеса, а контроль над промышленными предприятиями был децентрализован, хотя правительство продолжало регулировать цены и распределять ресурсы. Вдоль юго-восточного побережья Китая были созданы "особые экономические зоны", в которых действовали законы свободного рынка.
Все эти реформы оказались весьма эффективными. В течение 1980-х годов национальный доход возрастал в среднем на 10% в год. Однако в конце 1980-х годов возник ряд серьезных проблем. Увеличение доходов привело к росту импорта, поэтому начиная с 1985 во внешней торговле Китая образовался значительный дефицит, а внешний долг страны стал быстро увеличиваться.
Кроме того, рост стоимости "потребительской корзины", несмотря на официальный контроль над ценами, привел к увеличению темпов инфляции. Широкое распространение получила коррупция среди правительственных чиновников и партийных функционеров, которые наживались на выдаче разрешений и лицензий и использовали в личных интересах право контроля за распределением ресурсов.
Решение первой из этих задач было бы немыслимо без проведения реформы, которая была фактически завершена к 1984 и обеспечила значительный рост производства основных продуктов питания. Реформы в промышленности начались с поощрения малых предприятий. Их успехи позволили добиться постепенного устранения дисбаланса между объемами производства в тяжелой и легкой промышленности и привели к росту сферы услуг. В период 1979-1988 по средним ежегодным темпам экономического роста Китай уступал лишь Южной Корее.
По мере того как государство отходит от жесткой централизации управления, частное предпринимательство занимает все более прочные позиции в экономике. Доля государственных предприятий в производстве промышленной продукции сокращается (с 80% в 1978 до 34% в 1998), а доля частных предприятий продолжает возрастать и в 1998 составила более 12%.
Начиная с 1991 стал увеличиваться объем внешней торговли. В 1992 прирост валового внутреннего продукта (ВВП) составил 13%. После повторения этого успеха в 1993 Китай был признан страной с наиболее динамично развивающейся экономикой.
К началу 1997 объем иностранных инвестиций в китайскую экономику превысил 40 млрд. долл. США. ВВП в Китае в 1980-1990 возрастал в среднем на 10,2%, с 1990 по 1997 его прирост был самым высоким в мире - 11,9%, а в 1998 составил около 8%.
Начиная с движения "Стена демократии" в 1978-1979 студенты и интеллигенция периодически призывали к демократизации политической жизни. Хотя Ху Яобан и Чжао Цзыян проявляли склонность к проведению демократических реформ, Дэн выступил против политической либерализации с той же настойчивостью, с какой он ратовал за либерализацию экономической деятельности. В январе 1987 после крупных студенческих демонстраций Ху Яобан был вынужден уйти с поста генерального секретаря ЦК КПК.
В конце апреля 1989 в связи со смертью Ху Яобана во многих городах страны прошли мощные демонстрации студентов и рабочих, выступавших с требованиями демократизации политической жизни и решительной борьбы с коррупцией. В Пекине объявившие голодовку студенты и их сторонники более месяца занимали площадь Тяньаньмэнь. 4 июня 1989 по указанию Дэн Сяопина, Ян Шанкуня и Ли Пэна армия и полиция начали массовую акцию подавления. По некоторым источникам, на улицах Пекина погибло более 1000 человек, десятки тысяч оппозиционеров были брошены в тюрьмы по обвинению в мятеже, а некоторые казнены. Чжао Цзыян и другие либералы были исключены из партии.
Смерть Дэн Сяопина в Пекине 19 февраля 1997 не привела к сколько-нибудь серьезным переменам. На 15-м съезде КПК (сентябрь 1997) была подтверждена генеральная линия на проведение последовательной экономической реформы при достаточно жестком сдерживании преобразований в сфере политики и идеологии.
Коррупция, неравномерность в региональном развитии, высокий уровень безработицы, широкое недовольство населения архаичными методами политического и административного контроля являются для современного Китая потенциально дестабилизирующими факторами. Однако при всех существующих экономических и внутриполитических проблемах в настоящий момент положение в Китае характеризуется относительной стабильностью, динамичным развитием экономики и высокой степенью доверия со стороны международного сообщества.
В 2000 году генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь выдвинул идею "трех народных представительств", в соответствии с которой партия представляет не классы, а передовые производственные силы, культуру и подавляющее большинство народа. В партию стали принимать предпринимателей. X-I съезд КПК, прошедший в ноябре 2002 Съезд осуществил запланированную смену поколений в руководстве партии. Цзян Цзэмин со своей командой ушел в отставку, партию возглавил Ху Цзинтао.
За красивым фасадом
При всем при этом многие специалисты-китаеведы предупреждают, что анализируя достижения КНР за последнее 20 лет, нельзя основываться только на рассказе властей об этих успехах. Существуют большие проблемы, о которых умалчивают.
Первая из них - проблема распределения. Богатство действительно преумножается, но концентрируется в руках малочисленного привилегированного слоя. Происходит "капитализация власти" и ее коррумпирование, когда часть чиновников обменивает власть на деньги.
Так, по подсчетам социолога Хэ Цинлянь, которая в середине 1990-х годов написала ставшую в КНР бестселлером книгу "Ловушки модернизации" (чрез несколько лет после этого она впала в немилость и сейчас живет в США), за годы реформ в стране появился огромный маргинализованный слой обездоленных до 83% населения. Из них 69% едва сводят концы с концами, еще 14% вообще не могут одеться и поесть досыта.
Вторая проблема в том, что нынешнее развитие осуществляется за счет будущих поколений, так как происходит масштабное ухудшение природной среды.
Четыре города - Пекин, Шанхай, Шэньчжэнь и Гуанчжоу - представляют собой витрину модернизации Китая.
Однако, если заглянуть за эту витрину, пишет Хэ Цинлянь, вы увидите упадок сельского хозяйства, масштабные банкротства госпредприятий, формирование огромного маргинального класса. Население этих городов не превышает 4--5% населения Китая. Но никто не обращает внимания на бедность и упадок экономики мелких и средних городов в провинциях.
В 1992 году суммарная численность трудовых ресурсов Китая, по данным Государственного статистического бюро (включая всех мужчин в возрасте от 16 до 59 лет и женщин в возрасте от 16 до 54 лет), составляла 721 млн человек.
Фактическая занятость в народном хозяйстве страны в 1992 достигала 594 млн человек, а в 1996 - 688,5 млн Почти 85 млн мужчин и женщин трудоспособного возраста отнесены к категории людей, занимающихся домашним трудом; 28 млн - студенты (старше 16 лет); почти 11 млн человек относились к неопределенному разряду "прочих". В 1997, по официальным данным, число безработных в городах составило 6 млн человек (3,2% трудоспособного городского населения).
Не вызывает сомнения, что ликвидация малоэффективной системы сельскохозяйственного производства в коммунах привела к появлению на селе громадной армии безработных и частично занятых.
По данным исследований, проведенных в 1990 Академией наук КНР, для выполнения всех сельскохозяйственных работ вполне хватило бы 192 млн человек, а для деревенских работ, не связанных непосредственно с сельскохозяйственным производством, - еще 166 млн Таким образом, потенциально безработными на селе, по данным на 1990, являлись 260 млн человек, а в конце 1990-х годов - 320 млн.
К концу минувшего десятилетия в основном сложилась новая социальная структура общества и система распределения выгод. Считается, что проблему увольняемых китайских рабочих можно решить через программы трудоустройства. Однако большинству из них от 35 до 50 лет, они выросли в годы "культурной революции", их навыки и образование никак не соответствуют потребностям развивающихся ныне высокотехнологичных отраслей.
Возможно, часть из них найдет себе новую несложную работу - будет подметать, убирать, сапожничать. Но всех этим занять невозможно, а в Китае недостатка в неквалифицированной рабочей силе нет.
Коррупция стала большим препятствием на пути развития китайского общества. Погоня чиновников за личной выгодой разрушает всю правовую систему общества и моральные устои госслужащих.
Как считают западные наблюдатели, мало стран могут сравниться с Китаем по масштабам коррупции.
В Индии или Индонезии коррумпированы чиновники, но там нет такой коррупции в органах здравоохранения и образования. С экономической точки зрения медицина - это абсолютный "рынок продавца", в ней все в руках врачей, к которым люди обращаются за помощью. Однако взяточничество стало распространенным среди китайских медиков явлением.
КПК держит общественное мнение под контролем, поскольку сама знает, что происходит много нерационального, но не может объяснить этого.